Donate
Например: Грант

Отчет о 27 Международной конференции по иудаике, 11 - 13 июля 2021

 

11-13 июля 2021 г. состоялась online 27-я Международная конференция по иудаике, организованна Центром «Сэфер» и Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН при поддержке БФ Генезис, Российского еврейского конгресса (РЕК), Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАЕК), Фонда президентских грантов, БФ Владимира Потанина, Европейской Ассоциации еврейских исследований (EAJS).

Ссылка на вебсайт конференции с программой

218 ученых из университетов и научных центров разных стран мира (Австрия, Аргентина, Белоруссия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Грузия, Израиль, Испания, Латвия, Литва, Польша, Россия, США, Судан, Украина, Франция, Чехия, Чили приняли участие в работе 27 секций и нескольких круглых столов, посвященных различным аспектам еврейских исследований.

Оргкомитет конференции:

Светлана Амосова (м.н.с., Институт славяноведения РАН)

Михаил Васильев (Центр «Сэфер»);

Виктория Герасимова (к.ист.н., Омский государственный университет; Центр «Сэфер»);

Мария Каспина (к. филол. н., РГГУ; Центр «Сэфер»);

Ирина Копченова (м.н.с, Институт славяноведения РАН; Центр «Сэфер»);

Ольга Левитан (д-р, Университет Тель-Авива, Еврейский университет в Иерусалиме)

Артур Марковский (д-р, Варшавский университет)

Виктория Мочалова (к. филол. н., Институт славяноведения РАН; Центр «Сэфер»);

Михаил Селезнев (к. филол. н., ВШЭ);

Михаил Членов (к. ист. н., Центр «Сэфер»);

Анна Шаевич (Центр «Сэфер»);

Дмитрий Эльяшевич (д. ист. н., Петербургский институт иудаики)

На открытии конференции с приветственным словом выступили Президент РЕК Юрий Каннер и Главный исполнительный директор ЕАЕК Хаим Бен-Яаков, а также состоялась презентация программ и новых изданий Центра «Сэфер».

Общий отчет о работе конференции составлен на основании отчетов руководителей секций.

На секции «Библия: переводы и интерпретации» (ведущий М. Селезнев) было представлено 12 докладов (два докладчика, подавших заявление на участие, не смогли присутствовать по личным обстоятельствам). 

Диапазон тем был очень широк: от древневосточных корней библейской традиции до эллинистического иудаизма, таргумов и «поисков исторического Иисуса». Все 12 докладов были на высоком уровне.

Очень отрадно, что секция «помолодела»: из 12 докладчиков 5 были аспирантами или магистрантами, причем это никак не сказывалось на высоком уровне докладов. Значительная часть докладчиков была так или иначе связана с ВШЭ, что неудивительно, учитывая недавно сложившийся в ВШЭ центр изучения библеистики и истории древнего Израиля. В то же время были представлены и такие традиционные центры изучения иудаики, как РГГУ, СПбГУ и ПСТГУ.

Секция «Еврейские рукописи» (Ведущий Александр Гордин) вполне удалась и оставила приятное впечатление: состоялись все заявленные доклады, почти не было технических сбоев, выступавшие были интересны и профессиональны.

Реувен Кипервассер рассказывал о текстологических проблемах подготовки публикации по рукописным источникам. Для меня это было наиболее интересное выступление, стимулирующее к дальнейшим исследованиям, докладчик делился своим опытом работы над текстами мидрашей Экклезиаста.

Шимон Якерсон представил ряд стихотворных колофонов в испанских и португальских инкунабулах, исполненных в утонченной манере, аналогов которым не находится в рукописном материале. Интересные результаты, вдохновляющие на дальнейшие изыскания, на стыке книжной истории и истории поэзии.

Алина Лисицина рассмотрела состав рукописного собрания библиотеки Шнеерсонов, хранящейся в Еврейском музее в Москве. Этот доклад был более техническим и оттого неминуемо скучноватым, однако ценные сведения из первых рук очень важны для всех тех, кто занимается библиотечной работой с еврейскими рукописями.

Доклад Александра Гордина был посвящен рукописным источникам - таким, как колофоны и другие сопроводительные тексты еврейских манускриптов, проливающим свет на процесс преподавания и изучения астрономии в поздневизантийском и раннеосманском Константинополе. Вероятно, тема была несколько экзотичной для большинства слушателей, но надеюсь, небезынтересной.

Особенно порадовали выступления более молодых участников, выступивших на весьма профессиональном уровне. Екатерина Белкина рассказала об истории, описании и собственно составе бухарской коллекции Иванова. Увлекательный рассказ содержал и интригующее предположение о возможном наличии в этом собрании и пока неизвестных более ранних рукописей, остается ждать дальнейших результатов исследования.

Михаил Арсеньев рассматривал караимские рукописи из Второго собрания Фирковича, содержащие библейские тексты в арабской графике. Подробный разбор орфографических особенностей, методов огласовки, выравнивания строк и других характеристик выявляет несколько систем со своеобразным влиянием как арабской, так и еврейской письменных традиций. Тема представляется очень перспективной, радует, что в Санкт-Петербурге, где хранятся сами рукописи, есть кому их исследовать.

Доклады сопровождались вопросами и обсуждением. В целом мы еле уложились в отведенное нам время.

Большое спасибо всем организаторам, будем надеяться на новые встречи.


Секция "История евреев Восточной Европы" (ведущий Семен Гольдин)

включала 5 докладов (из них три по-русски и два по-английски). Среди докладчиков было два "маститых" преподавателя (из Москвы и Иерусалима) и три молодых исследовательницы – две докторантки (Варшава и Клагенфурт) и одна магистрантка (Варшава). Тематика докладов и их хронология были чрезвычайно разнообразны – от религиозных войн XVII века и до Холокоста. В целом секция была вполне удачной, обсуждение докладов проходило достаточно активно. Благодарю организаторов за возможность принять участие в важной конференции.

Во время работы конференции состоялось 3 заседания секции «История евреев Российской империи» (ведущий Дмитрий Эльяшевич), на которых было заслушано 14 докладов. Большая их часть была посвящена периоду конца XIX - начала ХХ вв. и носила краеведческий характер. В целом, все доклады отличались достаточно высоким академическим уровнем, хотя и были неравноценными по своему качеству. Практически каждый доклад вызывал серию вопросов и дискуссию. К числу наиболее интересных и содержательных следует отнести доклады Д.Фельдмана, И.Баркусского, А.Безарова, А.Марковского. Среди докладов молодых исследователей, несомненно, лучшим был доклад Молдавер.

На традиционной секции «Иудеи и христиане: проблема взаимоотношений» (ведущая Татьяна. Хижая) выступали российские ученые и исследовательница из США. Как всегда, широким оказался хронологический охват рассмотренных докладчиками событий, явлений, процессов, тенденций в области межрелигиозного взаимодействия: от IX столетия и до нынешнего времени. Чрезвычайно разнообразной была география и тематика представленных исследований. Это феномен крипто-иудейства потомков испанских и португальских евреев и их возвращение в иудаизм (доклад Дженни Мильгром, США), взаимоотношения между иудеями и христианами в позднесредневековой Кастилии (Изабелла Билецкая, Москва), христианские апокрифы в византийском сочинении, где затрагивается тема Ветхого Завета (Полина Уханова, Санкт-Петербург), саббатарианское движение в Европе Нового времени и дискурсы его восприятия еврейскими исследователями рубежа XIX-XX вв. (Татьяна Хижая, Владимир), «русский мир» в Палестине ΧΙΧ-ΧΧ вв. и современном Израиле, включающий в себя православных паломников и русскоязычных евреев (Михаил Шаповалов, Омск).

Все выступления сопровождались презентациями, что весьма актуально для формата виртуальной конференции, когда не всегда видишь лица участников, но зато можешь смотреть слайды. Прекрасной презентацией одарила слушателей Дженни Мильгром – потомок испанских крипто-иудеев («марранов»), восстановившая благодаря документам инквизиции свою еврейскую родословную вплоть до XV в.

Выступления самых молодых, пока не остепененных участников порадовали обращением к серьезным источникам – средневековым документам и памятникам, которые были подвергнуты тщательному исследованию (Изабелла Билецкая и Полина Уханова).

Состоялось довольно живое и динамичное обсуждение, всем докладчикам было задано не по одному вопросу. Особенно много вопросов вызвал доклад Михаила Шаповалова о «Русской Палестине», материал оказался остроактуальным. Большое спасибо В.В. Мочаловой, которая не просто спрашивала, а давала ценные рекомендации, модератору Анне Шаевич (секция была проведена без технических сбоев) и переводчику Ларисе Привальской!

Секция по изучению антисемитизма (ведущий Виктор Шнирельман).

Судя по социологическим данным, антисемитизм в России в последние годы идет на убыль, и это сказывается на падении интереса к его научному обсуждению. Поэтому, если в былые годы секция набирала не менее десятка докладчиков, в этом году оказалось лишь пять желающих (причем один по техническим причинам не смог участвовать). Тем не менее, заседание прошло очень интересно. Обнаружились не охваченные более ранними исследованиями темы, появились новые подходы и интерпретации. Так, в докладе, посвященном Испании XVI-XVII вв., Доминика Стефания Высочинска показала, что антисемитизм не всегда имел прямое отношение к евреям. Выяснилось, что его в придворных интригах использовали представители знати, чтобы подорвать позиции своих соперников. В свою очередь Ю. Орешина осветила малоизученный вопрос об антисемитизме в Грузии, который там отрицается и не становится предметом обсуждения. Между тем, в XIX в. в Грузии были случаи кровавого навета, шлейф которых в виде слухов докатился до второй половины XX в. В докладе о пресловутом иеромонахе Илиодоре М.Л. Хижий показал его не столько убежденным антисемитом, сколько падким на зрелищность и скандальную театральность. Он был популистом и с легкостью менял свои взгляды. Он лишь стремился принять образа духовного лидера движения, но погромы никогда не организовывал. В докладе В.А. Шнирельмана была сделана попытка показать пути, ведущие к антисемитизму. Были проанализированы биографии ряда ведущих современных русских праворадикальных идеологов. Выяснилось, что люди приходили к антисемитизму в разном возрасте, в разном социальном контексте и по разным причинам. Перелом случался в молодости, когда люди встречались с несправедливостью, испытывали разочарование в идеологических штампах, вступали в конфронтацию с режимом и сталкивались с жизненными неурядицами или даже по политическим мотивам попадали в заключение. К этому добавлялась связь с русскими националистическими организациями, а также знакомство с православной юдофобской литературой. Примечательно, что хорошие отношения и дружба с отдельными евреями не помешала некоторым из этих деятелей конструировать образ консолидированного зловредного еврейства, якобы мечтающего о мировом господстве и порабощении, а то и о геноциде всех остальных, прежде всего, разумеется, русского народа. В связи с этим тезисом на секции завязалась интересная дискуссия о различении частного и общего, единичного и массового.

 

На секции "Идиш: язык и литература" (ведущий Михаил Крутиков)

было пять докладов: два по лингвистике, два по литературе и один на пересечении двух дисциплин. Все доклады были удачными, вызвали оживленную дискуссию. В докладах Валентины Федченко и Александры Полян использовались ранее неизвестные архивные источники. Порадовало, что обе докладчицы нашли свое место в исследовательских проектах по советской еврейской культуре в двух немецких университетах, Регенсбурга и Дюссельдорфа. Доклад Велвла Чернина о языке современной прозы на идише показал, что эта литература продолжает развиваться. Все доклады были на русском языке, но докладчики представляли пять различных стран: Россию, Израиль, США, Францию и Германию, что свидетельствует о том, что русскоязычные исследователи хорошо интегрированы в мировую науку.

На секции «(Не)открытые страницы архивных документов», посвященной памяти Ефима Иосифовича Меламеда (Ведущие: Александр Иванов, Алла Соколова)было представлено 6 докладов.

Секцию открыло сообщение Александра Иванова о работах Е.И. Меламеда в области архивной иудаики и, в частности, о подготовке трехтомного путеводителя «Документы по истории и культуре евреев в архивах Украины».

Доклад Т. Шишкиной, недавней выпускницы Национального университета «Киево-Могилянская академия» - «Участие Кабинета еврейской культуры в подготовке материалов для «Черной книги», по сути, продолжил исследования Е.И. Меламеда по изучению истории данной институции. Автором доклада были использованы многочисленные архивные документы, в том числе ранее не публиковавшиеся, а также наглядные способ презентации материала с применением методов сетевого анализа. Данной исследование находится в начальной стадии и в процессе обсуждения были высказаны некоторые соображения относительно дальнейшей работы по данной тематике.

Доклад руководителя Центра иудаики при Департаменте исследований культурного наследия Национальной библиотеки Литвы им. Мартинаса Мажвидаса Лары Лемпертене «От библиотеки к архиву: новый взгляд на коллекцию иудаики в Национальной библиотеке Литвы» был посвящен новому подходу к работе с коллекции еврейских рукописных и печатных материалов, поступившую в фонды Центра иудаики. Автор доклада предложила рассматривать данную коллекцию как единое целое без разделения рукописных документов и печатных книг на отдельные комплексы материалов, с учетом связей между ними, сформировавшимися в процессе создания коллекции. Также в докладе была описана история формирования данной коллекции и ее судьба во время Второй мировой войны и послевоенного времени. 

Большой интерес вызвал доклад независимого исследователя из Брно и представителя организации East View Information Services в Чехии Юрия Снопова «Еврейская религиозная жизнь в Москве в 1945-1953 гг. глазами уполномоченного по делам культов по Москве и Московской области С. Бесшапошникова и его корреспондентов». В докладе был представлен анализ материалов Ф. Р-6991 (ГАРФ), на основе которого были продемонстрированы основные направления деятельности уполномоченного по делам культов в работе с московскими еврейскими религиозными организациями в послевоенное время. 

В докладе Владимира Колесова, представлявшего Кубанский государственный университет Краснодара, «Джегонасские горские евреи в современных цифровых архивах по истории XX века (источниковедческий аспект)» были проанализированы существующие интернет-ресурсы по данной тематике и предложены методологические подходы к их использованию для формирования базы данных по данному кейсу. 

Кроме того, были представлены доклады ведущих секции Аллы Соколовой, научного сотрудника Государственного музея истории религии и Центра «Петербургская иудаика» Европейского университета в Санкт-Петербурге, «Еврейская «музейная кухня» в свете учетной документации 1930-х гг.» и Александра Иванова, научного сотрудника Центра "Петербургская иудаика" Европейского университета в Санкт-Петербурге «Судьба архива еврейской секции Государственного музея этнографии в Ленинграде».

В заключение следует отметить, что в целом секция прошла успешно, без каких-либо технических проблем; по всем докладам в ходе их обсуждения были заданы вопросы и получены исчерпывающие ответы от докладчиков.


Доклады, которые были сделаны на секции Неашкеназские еврейские общины (Ведущий: Максим Гаммал), были посвящены истории караимов и крымчаков.

Стоит отметить доклад польской исследовательницы Маржены Завановской, составленный в жанре «истории идей» и посвященный роли Иегуды Галеви в формировании средневекового мифа о связи между саддукеями и караимами.

Большая часть докладов (Гаммал, Кондратюк, Прохоров, Добчинский) относилась к истории караимских и крымчакских общин в Новое и Новейшее время. Характерной особенностью этого блока докладов является введение в оборот новых архивных материалов. В этой связи хочется отметить доклад исследователя из Казани, доктора исторических наук Г.Н. Кондратюка «Крымчаки в условиях политических и социально-экономических преобразований межвоенного периода (1920 - 1930-е годы)» как прекрасный пример баланса между «архивной» и «аналитической» составляющими.

 

На секции "Еврейская литература" (Ведущая Виктория Мочалова) выступили все заявленные в программе докладчики - из Израиля, Германии, Венгрии и России.

Константин Бондарь остановился на теме "еврейского голоса» в украинской литературе XIX-XX вв. 

Николас Драйер исследовал еврейскую тему в творчестве украинско-русского писателя Даниила Мордовцева (1830-1905), уделяя особое внимание мотивации обращения к еврейской истории нееврейских интеллектуалов, рассматривавших ее как часть своего культурного и духовного наследия.

Галина Элиасберг остановилась на героях и литературных типах рассказов и пьес Лазаря Кармена (1876-1920), обычно рассматриваемого в контексте русско-еврейской литературы, юго-западной литературной школы, "одесского текста", представив литературоведческий анализ героев и литературных типов, характерных для рассказов, репортажей и пьес Л. Кармена, и рассмотрев их речевые характеристики.

Виктория Мочалова проанализировала мерцающую идентичность рожденного на пограничье культур австрийского писателя Йозефа Рота (1894-1939) и впитавшего в себя мультикультурную атмосферу габсбургской империи, что стало основой его европейского самосознания.

Елена Сидорова проанализировала еврейскую речь на русском языке в творчестве Фридриха Горенштейна, чья проза глубоко укоренена в еврейском быте и языке. Писатель, согласно выводу докладчицы, воспринимает речь своих героев как своего рода нематериальное "место памяти".

Анна Бранчейз остановилась на эссе американского поэта Джона Берримана (1914-1972) «Воображаемый еврей» (1945), прослеживая язык и риторические фигуры, связанные с еврейской идентичностью и представленные как этом тексте Берримана, так и в других его произведениях ("Дневник Анны Франк", "Черная книга").

В целом тематика представленных докладов касалась лингво-литературоведческих аспектов исследуемых текстов, отражения в них процессов национального самосознания и идентификации.

Доклады были выполнены на высоком научном уровне и сопровождались оживленной дискуссией.


В театральной секции "Вечные странники еврейского театра" (ведущая Ольга Левитан) принимали участие 6 докладчиков, 5 – из Израиля (в прошлом 2 из них – из России), 1 – из США (в прошлом из Германии). Практически все участники – активно действующие ученые с международной репутацией. Сессия была очень удачной с превосходными докладами, хорошими вопросами и обсуждениями каждого доклада. Тематическая взаимосвязанность докладов превзошла ожидания участников. В то же самое время каждый из докладчиков предложил свой угол зрения на проблематику странничества в связи с еврейским театром – от мидраша и ритуала до исторических странствий – турне деятелей еврейского театра, от философии культуры и языка в театральном контексте до этно-перформанса.  Практически каждый доклад представил оригинальное исследование на стыке театральной историографии, критического анализа театральных текстов и культурологии. 

Представляется, что было бы интересно и продуктивно опубликовать представленные на сессии доклады как блок статей на русском языке или на русском и на английском в журнале «Сефера».

Спасибо еще раз за конференцию и возможность осуществить сессию о вечных странниках.

 

Еврейское искусство. Кино (Ведущие: Вильма Градинскайте и Светлана Пахомова)

Все восемь участников секции - Татьяна Терещенко, Массимилиано Тинини, Вильма Градинскайте, Анна Березовская, Наталья Огорелышева, Светлана Пахомова, Элина Васильева и Хана Верена выступили с докладами.

Все доклады были профессионально подготовлены, информативны и открыли много новых фактов и интересных исследований в разных направлениях еврейского искусства, кино и наследия. Большинство докладов сопровождалось визуальными презентациями, которые в значительной степени способствовали усвоению информации. Дискуссия была увлекательная, каждому участнику были заданы вопросы, которых сопровождали подробные ответы.

На секции было явлено торжество визуальности: изобразительное искусство, архитектура, сохранение культурного наследия и проблемы монетизации этого наследия, актуальные для постсоветского пространства и стран соцблока (доклад Анны Березовской).

Про кино - получилось, что все докладчики говорили про соотнесение национального и универсального. Про сложносочиненные национальные идентичности, которые режиссеры пытаются реконструировать на экране.

Секция прошла ровно, без технических неполадок. Переводчик Мари Моррис работала профессионально, хоть нагрузка была интенсивная, а некоторые тексты сложные.

 

«Евреи в СССР» (часть 1, ведущий Геннадий Костырченко)

Из шести включенных в программу докладчиков выступили пятеро. Благодаря достаточно существенному временному лимиту, изначально выделенному секции Оргкомитетом, докладчики имели возможность детально и обстоятельно раскрыть свои темы, выступая в среднем по 25–30 минут. К тому же они смогли подробно ответить на задававшиеся им вопросы. Поскольку таковых было не менее 20, можно считать, что в работе секции была проявлена достаточно высокая активность. Возможно, в том числе и поэтому за докладами и дискуссией на секции следило онлайн до 16 слушателей. По моему мнению, с наиболее качественными сопровождавшимися иллюстративными презентациями докладами выступили А. Кушкова («Центр «Петербургская иудаика» Европейского университета) и К. Могаричев (Госархив Республики Крым).

Как ведущий секции хотел бы от имени всех ее участников выразить сердечную благодарность Оргкомитету конференции за ее прекрасную подготовку в научном, организационно-информационном и техническом планах, а также отметить высокий профессионализм модератора секции.

 

«Евреи в СССР» (Часть 2, ведущий Геннадий Эстрайх)

На секции были заслушаны четыре доклада, все отличные – не просто новые темы, но и новые направления. Должны были быть шесть докладов, но двое - Марина Струкова и Юлия Ойсбойт не появились. Мне кажется, на "неявление" надо обратить внимание и как-то с этим бороться. Хорошая дискуссия, но - в основном - междусобойчик. Всего несколько человек подключились к этой сессии. Не знаю, можно ли это толковать как слабый интерес к истории евреев в СССР. Два из четырех докладов были на английском языке, и у меня сложилось впечатление (или даже убеждение), что далеко не все русскоязычные участники понимали докладчиков.   

В рамках секции «Евреи в Сибири: идентичность, миграции и межэтническое взаимодействие» (Ведущие: Виктория Герасимова и Владимир Левин) было представлено 5 докладов исследователей из России, Израиля и США. Исследователи, занимающиеся сибирской тематикой, представили свои доклады в разных оптиках. В рамках персонального подхода были представлены доклады Елены Берман о Соломоне Бейлине — иркутском казенном раввине и выдающемся фольклористе и Ирены Владимирски о Якове Фризере – золотопромышленнике и меценате. Владимир Рабинович предпринял попытку генерализации и осмысления стратегий адаптации и взаимоотношений с окружающим населением еврейского меньшинства в Сибири. В докладах Полли Завадивкер и Виктории Герасимовой обсуждалась эволюция идеи еврейского иммиграционного центра в Сибири, зародившейся в период Первой мировой войны. После представления докладов была организована общая дискуссия, в которой имели возможность высказаться как сами участники секции, так и слушатели. В рамках общего обсуждения поднимались вопросы об источниках возникновения и типах антиеврейского насилия, особенностях сибирской региональной еврейской идентичности и перспективах компаративных исследований еврейских иммигрантских сообществ Сибири, США и скандинавских стран.

В секции "Мемориализация Холокоста, травматическая память и современная ситуация" (ведущие Ирина Реброва, Аркадий Зельцер) должны были принять участие 10 исследователей, однако выступили семеро.

Доклады были на разные темы – на исторические, как Бабий Яр (В. Хитерер), киноведческие (Лиат Стерн Ливни), и актуальные темы последних лет, но чаще имело место соединение истории и современности. Присутствие современных тем выводило дискуссию в несколько иное русло, чем принято в чисто исторической секции, и привело к обсуждению проблем актуальности и проблем методологии (Александр Фридман, Анна Кирзюк, Якулите-Васил, Кизилов). Позитивной стороной такого сочетание была более оживленная дискуссия, чем это бывает обычно. Возможно, оживлению дискуссии способствовал также ZOOM, поскольку превращает заседание в нечто более камерное и свободное. Недостатки ZOOM также очевидны: отсутствие личного общения, понимания, над чем люди работают вне их доклада и т.д. 

Поскольку было больше времени из-за отсутствия трех участников, по окончании докладов мы имели возможность организовать дополнительную общую дискуссию по этим темам, в том числе обсудили проблемы методологии.

В программе произошли изменения: Александр Фридман прочитал доклад вместо заявленной темы по Украине на тему о Беларуси и памяти о Холокосте в отдельном регионе, также у него была содокладчица Виктория Латышева. Следует отметить содержательные дискуссии и вопросы после каждого доклада. многие вопросы проясняли тему выступления, а некоторые уводили в новую дискуссию на смежные актуальные темы, такие как этичность мемориализации жертв Холокоста в Германии в виде Stolperstein, политизация памяти о Холокосте на постсоветском пространстве, актуальность социологического подхода в изучении носителей памяти о Холокосте.

Из недостатков можно отметить только общую усталость от зума, так как сидеть три и больше часов и активно участвовать в обсуждениях без смены внимания сложно. перерывы не спасают, однако собрать такую панель в реальных условиях было бы практически невозможно. Еще раз спасибо за конференцию и нам за такую хорошую панель, ведущие ею остались довольны.

На заседании секции «История Холокоста» (Ведущий И.А. Альтман) с докладами выступили все указанные в программе 10 участников из России и Франции. 7 из них – молодые ученые, которым в процессе дискуссии давались рекомендации ведущего и участников по продолжению исследований. В обсуждении участвовали около 20 ученых, в том числе из Беларуси.

Проблематика выступлений делилась на 3 части: история Холокоста в оккупированной Европе и ее отражение в зарубежной историографии; источниковедческий блок с анализом разных видов источников; проблемы мемориализации и противодействия отрицанию Холокоста. Практически все участники строили свои выступления на источниках, впервые вводимых в научный оборот.

Заслуживает внимания анализ попыток эмиграции евреев-анархистов в США – М.Тарасова и роль ЮНЕСКО в сохранении памяти о Холокосте – Н. Котенева (новые темы), начального этапа изучения Холокоста в США (М. Гилёва).

Однако, в случае последующей публикации практически все доклады следует доработать, прежде всего – исключить общеизвестные сведения и более акцентировать показ новых или дискуссионных проблем.

Секция Цифровая этнография (Ведущая Ирина Душакова) объединила исследователей, большинство из которых становились участниками Летней и Зимней школ по цифровой этнографии. Во многих случаях молодые исследователи уточнили темы, над которыми они начали работать в рамках школ, и представили доработанные исследования.

На мой взгляд, секция стала как хорошей площадкой для обсуждения пересечения тем в исследованиях для уточнения плана будущей монографии, так и хорошим способом узнать о прогрессе исследований, начатых на школах.

Так, очевидно, складывается сильная подборка исследований еврейских религиозных общин разных направлений, что позволяет создать более полную картину по этому вопросу, поскольку у нас появляются данные для сравнения. При этом важно, что в докладах исследователи опирались не только на наблюдения, но и в большинстве случаев – на интервью с религиозными лидерами. На пересечении с темами других секций оказался доклад, посвященный социально одобряемым способам репрезентации Холокоста в цифровом пространстве.

Уровень секции показался высоким, на мой взгляд. При условии продолжения работы в этом направлении, со временем получится восполнить существующую на сегодняшний день лакуну в области цифровой этнографии, где объектом бы выступала еврейская культура.

Хотелось бы отметить также разницу в уровне методологической подготовки тех участников, которые прошли школу, с теми, кто ее не проходил – кажется, это лучшее подтверждение эффективности проведенных «Сэфером» школ.

Секция «Идентичность» (Ведущий: Михаил Членов) задумывалась как подиум для обсуждения динамики еврейской идентичности последнего столетия, ее трансформации в разных исторических, политических и этнических средах. Предполагалось, что в центре внимания будет именно драматическое изменение характера еврейского самосознания современного русскоязычного еврейства после крушения политической, административной и географической среды, в которой оно сформировалось. Однако, этой теме оказался посвящен только один доклад Зеэва Ханина (Израиль) «От постсоветского еврейства к транснациональной диаспоре. Формирование новой модели русско-еврейской идентичности». Как ожидалось, именно этот доклад вызвал наиболее бурное обсуждение, в центре которого оказалась выдвинутая автором концепция современного русскоязычного еврейства как транснационального образования, расселенного как на территории бывшего СССР, так и во многих странах мира, преимущественно в Израиле, США и Германии. Действительно, эта концепция, при всей ее спорности, достаточно интересно просматривалась и анализировалась как в сравнении с нерусскоязычными диаспорами, так и на фоне уходящей в прошлое советской атеистической и исключительно этнической модели еврейской идентичности. Ее анализу был посвящен доклад Елизаветы Заболотных (Россия, Екатеринбург) «Я знала, что Машиах должен прийти – метаморфозы еврейской праздничной обрядности в условиях советского города», также вызвавший оживленную дискуссию. Все остальные доклады были, против ожидания, посвящены другим не русскоязычным еврейским диаспорам и были весьма интересны и во многом неожиданно новы для привычной сэферовской аудитории. Александр Бар (Великобритания) посвятил свой доклад идентификационным терзаниям известного поэта начала ХХ в. Тристана Тцара, который родился в еврейской семье в Румынии, но затем большую часть жизни жил во Франции и писал на французском языке. Сложные идентификационные процессы в практически неизвестной русскоязычной аудитории еврейской общине Чили осветила Химена Гёкке (Чили) в докладе «Еврейская литература «о себе»: автобиографические тексты для космополитического архива идентичности», сделав основной упор на эволюции еврейской идентичности в период диктатуры Пиночета. Сопоставлению западноевропейского понимания еврейства и дореволюционной российской еврейской идентичности был посвящен доклад Бориса Чёрного (Франция) «Соломон Рейнак и «еврейский вопрос» в России».

К сожалению, не все докладчики, заявившие о своем участии в конференции, смогли реализовать свои намерения, появился на конференции, но не смог установить необходимый уровень связи и Ахмед Мухаммед Мустафа (Судан), намеревавшийся представить доклад «Самобытность еврейских общин в арабских обществах». Этот докладчик должен представить в «Сэфер» текст своего доклада, отмечу, что все участники секции высказали мнение о том, что доклад этот должен быть напечатан в трудах нашей организации. Отмечу, что среди слушателей секции присутствовал коллега из Египта Хуссейн Хасан.

Секция «Идентичность» прошла успешно, на ней присутствовали около 20 человек из многих стран, были подняты и обсуждены актуальные проблемы эволюции еврейского самосознания, особенно остро звучащие в наши дни.

Гендерные исследования (Ведущая: Галина Зеленина)

Доклады на этой секции были хороши, и мы узнали, что не все жены иудействующих были послушны своим супругам, что образ мускулистого еврея был придуман за полтора десятилетия до Нордау и что женщины-раввины и мужчины-раввины по-разному строят свою проповедь в период пандемии: первые делятся своим опытом, вторые предпочитают играть роль эксперта и покровителя.

 

Круглый стол, посвященный 60-летию журнала "Советиш Геймланд" (Ведущие: Мария Макарова, Мордехай Юшковский, Виктория Юсе).

На трех заседаниях Круглого стола обсуждались разные вопросы: жизнь редакции журнала и литературных курсов (Владимир Бейдер, Михаил Крутиков, Александр Локшин, Вольф Москович, Михаил Членов, Геннадий Эстрайх, Мордехай Юшковский); как журнал «Советиш Геймланд» сформировал поколение литераторов (Шломо Громан, Моисей Лемстер, Борис Сандлер, Феликс Хаймович); есть ли будущее у литературы и журналистики на идише в России и мире сегодня (Михаил Крутиков, Александр Локшин, Елена Сарашевская, Роман Спектор, Геннадий Эстрайх).

Мы рады, что в течении трех сессии, с очень разных сторон удалось посмотреть на феномен «Советиш Геймланд». Участники (спикеры) круглого стола были весьма активны, очень живо делились своими воспоминаниями и мнениями, и держали интерес аудитории без перерыва в течении трех с половиной часов! 

Несколько участников вспоминали вклад Велвла Чернина в образования молодого поколения писателей и публицистов, и его активную деятельность в нынешнее время, однако он участвовал лишь как слушатель. Радует, что всем желающим была предоставлена возможность выступить и высказаться на эту важную и близкую спикерам тему.

Спасибо огромное за такое продуктивное, профессиональное и теплое сотрудничество ведущим и, конечно, "Сэферу" - кажется, что это очень хороший опыт и пусть он не будет последним.

Предлагаю в ближайшее время вернуться к идее издания обработанной расшифровки круглого стола, дополненной воспоминаниями тех, кто не смог быть. Кажется, это очень хорошая идея. Нужно подумать, в какой форме это сделать. 

Заседания этого Круглого стола транслировались на youtube.

В рамках конференции также прошли презентации новейших изданий по иудаике, где свои новые книги представили издательство «Книжники» (р. Борух Горин), издательство Михаила Гринберга, а также Олег Будницкий, Леонид Терушкин, Гиула Шамили.

Видео с закрытия конференции и подведения итогов можно посмотреть на нашей страничке в facebook.

Свое мнение о конференции высказал постоянный участник всех сэферовских конференций профессор Шауль Штампфер (Еврейский университет Иерусалима): Я думаю, что конференция удалась.

Техническая сторона была великолепна, Zoom действительно прекрасно работал. Всегда существует проблема, когда так много выступлений одновременно, а можно послушать только одно из них. Трудно «увидеть» людей, которые участвуют в других секциях. Желательно было бы найти возможность обеспечить людям больше общения. Я подумаю о таких возможностях.

Фотоальбом конференции

YouTube-плейлист (обновляется)