Donate
Например: Грант
Образовательные программы
История евреев в Новое время

Курс включает в себя 12 лекций (декабрь-май) и охватывает период от изгнания евреев из Испании до 1930-х. Вы узнаете о том, как развивались еврейские диаспоры в Европе, Османской империи, России и Америке. Как евреи взаимодействовали с местной властью и населением, что принесло с собой появление идеологии антисемитизма и как у евреев возникла национальная идея. 

О преподавателе: Максим Гаммал - историк-востоковед, преподаватель кафедры иудаики ИСАА МГУ.

Даты лекций: 3, 17, 24 декабря, 10 и 24 января, 7 и 18 февраля, 10 и 24 марта, 7 и 28 апреля, 12 и 26 мая. 


1.       От Средневековья к Новому времени: евреи Западной Европы в XVXVI  столетии.

Смена эпох никогда не проходит гладко. Время на стыке всегда отличается социальным и духовным брожением, ведь старое еще не отжило, а новое еще не наступило. Не было в этом смысле исключением и преддверие Нового времени в Европе, что выразилось в наступлении эпохи Возрождения как культурного и социального явления, охватившего Западную Европу. В еврейской истории этот период характеризуется массовым исходом евреев из стран Западной Европы: изгнание евреев из Испании в 1492 году было лишь кульминационным моментом широкомасштабной миграции евреев в Восточную Европу и Османскую империю. Другим важным аспектом политического существования евреев было их взаимоотношение с вождями и идеологами Реформации и Контрреформации. 

2.     Европа XVII века и евреи: «придворные евреи».

Собственно Новое время, как исторический период, открывается Тридцатилетней войной (1618-1648 гг.) – военным конфликтом, в который были вовлечены все значимые европейские державы того времени. Евреи Центральной Европы были вовлечены во все треволнения этого времени не в меньшей степени, чем окружающие их народы. Именно война породила характерный тип еврея – «придворных» евреев. Это были люди, которые достигли высоких постов при правителе и сделали баснословные состояния благодаря своей способности и решимости решать задачи, порожденные войной. Они поставляли воющим сторонам все: от вооружения и обмундирования до лошадей и фуража для них. Их организационные способности были в не меньшей степени востребованы и в мирное время. Однако, несмотря на финансовое благополучие, их судьба и жизнь всецело зависела от благорасположения патрона.

3.       Вхождение евреев в европейское общество – эмансипация.

Эпоха абсолютизма в Европе проходила под лозунгом борьбы с пережитками средневекового общества и, в первую очередь, с корпоративным устройством общества. В свете этого автономное существование еврейских общин  было явным анахронизмом. Вопрос о включении евреев в европейское общество стоял на политической повестке дня. Процесс дарования гражданский прав евреям открылся знаменитым «Эдиктом о веротерпимости» австрийского императора Иосифа II в 1782 году.  Несмотря на то что уже в конце XVIII века евреи Франции были признаны полноправными гражданами, вхождение евреев в европейское общество завершилось лишь в 1870 году.

4.    Еврейское просвещение (Хаскала) и реформа иудаизма.

Возросшая открытость европейского общества к евреям уже в конце XVIII века предоставила возможности для интеллектуального диалога между представителями двух общин, еврейской и христианской. Следствием этого была решимость ряда еврейских интеллектуалов во главе с Моисеем Мендельсоном продемонстрировать, что еврейская традиция органично содержит в себе идеи Просвещения. Так, в 70-е – 80-е годы в еврейской общине Берлина зародилось интеллектуальное движение, получившее название еврейского Просвещения – Хаскалы. В первой половине XIX века в среде немецкого еврейства возникает движение за реформу иудаизма. И если на начальном этапе сторонники реформ ограничивались внесением изменений в богослужение и убранство синагог, то уже к 1840-м годам реформа приняла идеологический характер, когда стали пересматриваться доктринальные основы традиционного иудаизма. Все это привело к тому, что внутри еврейских общин Центральной Европы произошло административное размежевание на реформистов и ортодоксов.

5.     Евреи Восточной Европы в XVIXVIII вв.

Это период становления восточно-европейского еврейства как значимой и обладающей индивидуальными чертами части мирового еврейства. Польское еврейство переживает демографический взрыв, когда за полтора столетия численность евреев в этом регионе возрастает более чем в пять раз. В этот период в среде польского еврейства появляются ученые первого ряда, такие как Моше Иссерлес и Шломо Лурия, и заложенную ими традицию продолжат польские раввины XVIIXVIII веков. Тогда же складывается экономический альянс между польскими магнатами и евреями, что будет определять реалии экономической жизни польского еврейства на протяжении нескольких столетий.

6.     Судьба восточно-европейского еврейства в Российской империи.

Благодаря крупным территориальным приобретениям в Восточной Европе Российская империя в конце XVIII века становится обладателем самой большой еврейской общины в мире. «Еврейский вопрос» и попытки его решения становятся неотъемлемой частью внутренней политики Российской империи. Проблема включения евреев в социальную жизнь страны так и не была решена во многом из-за того, что все решения, которые предлагала власть, лежали в области репрессивной политики. Постоянное давление государства определило две характерные черты российского еврейства: во-первых, вплоть до начала XX века большая часть евреев Российской империи придерживалась традиционного образа жизни; во-вторых, именно «герметичное» существование российского еврейства сделал его плодотворной средой для поисков радикального разрешения проблемы.

7.      Евреи Османской империи в XVIXIX вв.

Завоевание турками-османами Константинополя в 1453 году и образование на его месте Стамбула означало возникновение на политической карте мира нового государства – Османской империи. Наряду с территорией Порта получает в наследство и еврейское население Византии, что открывает новую главу в еврейской истории. Вплоть до начала XVI века большая часть еврейского населения Порты была представлена романиотами – евреями, которые до этого проживали на территории Византии, говорили на греческом языке и придерживались молитвенного ритуала, получившего название «минхаг Романия». На рубеже веков в империю прибывают сефарды – беженцы из еврейских общин Иберийского полуострова. Благодаря своим знаниям европейских технологий управления сефардам удается играть весьма значительную роль в управлении государственным аппаратом и международной торговли империи. Начиная с XVI века они доминируют и в жизни еврейских общин. 

8.      Современный антисемитизм как реакция на эмансипацию евреев в Европе.

Появление современного расового антисемитизма датируется второй половиной XIX  века. В отличие от традиционной христианской юдофобии, антисемитизм взял на вооружение достижения науки XIX века, в первую очередь, биологии, антропологии и лингвистики. Согласно расовой доктрине различия между евреями и окружающими народами не могут быть преодолены ни при каких обстоятельствах, более того, всемирная история является лишь ареной борьбы арийцев с семитским племенем евреев, чья цель – достичь мирового господства. Антисемитизм оказался весьма востребован в эпоху индустриализации стран Центральной и Западной Европы с ее очевидными издержками в области социальной политики. В Германии и Австрийской империи появляются партии, который строят свою идеологию на антисемитизме. Записной антисемит Карл Люгер становится на рубеже веков бургомистром Вены, тогда же в Рейхстаг было избрано 15 депутатов от антисемитских партий и они образовали отдельную фракцию в парламенте. В начале XX  века популярность среди избирателей этих партий сходит на нет лишь потому, что антисемитскую политическую риторику осваивает политический истеблишмент этих стран. Именно на рубеже веков в Европе прошли два громких судебных процесса, основанием для которых явился антисемитизм – «Дело Дрейфуса» во Франции и «Дело Бейлиса» в Российской империи. Со своей стороны евреи не были пассивными наблюдателями растущей волны антисемитизма в Европе, они создают международные организации, основная цель которых – борьба с притеснениями на национальной почве. 

9.      Евреи как политическая нация.

Процесс эмансипации евреев в Западной и Центральной Европе окончательно завершился к 1870-м годам. Одним из последствий этого процесса было включение евреев в социальную и политическую жизнь стран проживания, изменение старой парадигмы «государство и автономная еврейская община» на «евреи и публичная политика». «Прорыв» евреев в политику произошел во время революционных событий 1848 года, именно тогда на европейской сцене зазвучали имена Риссера и Якоби. Во второй половине XIX века европейское еврейство в массе своей поддерживает центристские либеральные партии, которые зачастую возглавляют политики еврейского происхождения. В то же время мы находим евреев и среди лидеров социал-демократического лагеря и в ряде других партий левого толка. Но активное участие евреев в политической жизни Европы – это только одна сторона медали. Эмансипация не решила «еврейский вопрос»: конец XIX – начало XX вв. – это период распространения теорий расового антисемитизма по всей Европе. Как ответ на неприятие современным обществом евреев возникают общественные организации и партии, «работающие» исключительно на еврейской улице, и еврейское национальное движение – сионизм. Общественная жизнь евреев уже немыслима без партий и политических объединений.

10.  Судьба советского еврейства

Советское еврейство возникает после Первой мировой войны. Учитывая тоталитарный характер СССР, фокальной точкой в истории советского еврейства была политика руководства страны в отношении евреев. Так, 20-е годы были периодом борьбы государства с «чуждыми» советской власти элементами в  еврейской среде, попыткой развития национальной культуры на идише под контролем государства. В течение всего довоенного периода кардинально меняется демография советского еврейства: уходит в прошлое еврейский штетл, евреи устремляются в крупные городские центры. Вторая мировая война и первое послевоенное десятилетие было самым трагичным периодом в истории советского еврейства – периодом Холокоста и пика государственного антисемитизма. Несмотря на относительный спад антисемитизма во второй половине 50-х годов для руководителей страны евреи так и остались в ранге «не совсем советского» населения. Центральное событие 70-х годов в жизни советского еврейства – массовая иммиграция в Израиль и США. Последние годы существования Советского Союза характеризовались массовым исходом евреев из страны.

11. Европейское еврейство в межвоенный период

Итоги Первой мировой войны существенно изменили политическую карту Европы: исчезли многонациональные империи и на их месте возникли государства, чьи границы, по крайней мере в идеале, определялись границами проживания титульной нации. Все это, в свою очередь, радикальным образом повлияло на судьбу восточно-европейского еврейства. На карте еврейской истории появилось польское, чешское, венгерское, румынское, литовское и латышское еврейство, чьи судьбы были в чем-то сходны, но, по большей части, определялись политической реальностью страны проживания. Евреям пришлось приспосабливаться к жизни в национальных, а часто и откровенно националистических государствах. Этот период истории для восточно-европейского еврейства начинается триумфально: на Парижской мирной конференции страны-победители ставят своей задачей окончательно решить «еврейский вопрос» в Европе, и будущее новых восточноевропейских государств во многом зависит от того, как на их территории будут соблюдаться права евреев. Однако финал этой истории трагичен – в конце 30-х годов восточно-европейское еврейство политически бессильно и уже никому не нужно, ни западу, ни востоку Европы, что приводит к трагедии, Холокосту, когда за «окончательное» решение «еврейского вопроса» берется руководство Третьего рейха. 

12.  Американское еврейство

Открытие Нового Света в самом конце XV века ознаменовало наступление Нового времени в европейской и, с некоторыми оговорками, мировой истории. Несмотря на то что первые евреи-переселенцы прибывают в Северную Америку уже в середине XVII века, долгое время американское еврейство не задает ритм еврейской истории. Вплоть до начала XIX века еврейское присутствие на континенте было минимальным: разрозненные еврейские общины на Восточном побережье были крайне немногочисленны. Первая половина XIX века характеризуется все возрастающей миграцией немецкого еврейства в Америку, что объяснялось усилением антиеврейского законодательства в ряде немецких государств, в первую очередь, в Баварии. К середине века немецко-еврейские иммигранты доминируют в еврейских общинах Америки. Именно они создают первые еврейские религиозные и благотворительные организации общенационального масштаба. С 80-х годов начинается эмиграция восточно-европейского еврейства в Америку. Своего пика она достигает в начале XX века. Вновь прибывшие эмигранты создают общинные структуры, повторяющие принятый  уклад. Первые десятилетия XX века – это период, когда из осколков старого европейского еврейства формируется собственно американское еврейство. Именно тогда возникают общенациональные еврейские организации, которые ставят перед собой политические задачи, еврейская пресса и  культура евреев Америки. XX век – это век расцвета американского еврейства: из периферии оно превращается в самую крупную и преуспевающую еврейскую общину диаспоры.