Иерусалим исторический и мифический, или как мир идей формирует реальность
Даты вебинаров: 4 и 18 апреля, 2, 9, 16, 23 и 30 мая.
Для записи необходимо заполнить анкету.
«Взгляд на Иерусалим – это взгляд на историю мира: более того, - это история небес и земли», - написал Бенжамин Дизраэли в романе «Танкред, или Новый крестовый поход». Цель настоящего курса – посмотреть на важнейшие вехи истории Иерусалима с точки зрения истории идей. В этой истории тексты играют такую же важную роль, что и археологические данные, а образы, присутствующие в этих текстах, оказывает даже большее воздействие, чем сами реальные предметы и строения. Мы посмотрим на сложение символического пространства Иерусалима, то, чем город, в терминологии современной урбанистики, репрезентовал себя. Мы подробно разберем символическую топографию Иерусалима, влияние на нее идеологии царства. Мы изучим Иерусалимский Храм и каждый предмет, в нем находящийся. Судьба и символизм меноры продемонстрируют нам, как вещь становится символом и какое значение она в связи с этим приобретает для города. А история христианского креста откроет нам важность Ветхого Завета для сознания ранних христиан. Мы увидим, как символическое пространство Иерусалима присваивается и трансформируется в христианстве, познакомимся со строителями Храма Гроба Господня и сравним его с Иерусалимским Храмом.
Темы вебинаров:
1. Иерусалим в контексте древних городов ближнего востока. География Святой Земли и ее символическое содержание
2. Сложение символической реальности Иерусалима. Иерусалим Соломона и Давида. Иерусалим и Рай.
3. Иерусалимские горы в истории и мысли. Иерусалимские источники и водоемы между реальностью и мифом.
4. Менора и Иерусалим.
5. Иерусалим как эллинистический город. Храм Ирода.
6. Иерусалим в раннехристианской мысли.
7. Иерусалим VII века.
О преподавателе: Лидия Чаковская - к.ф.н., искусствовед, преподаватель истории искусства в МГУ им. Ломоносова, автор монографии о синагогах на Ближнем Востоке в первые века нашей эры, а также многочисленных статей об античном синагогальном искусстве.