Московская зимняя школа по иудаике
2–6 февраля 2016 г.
«Миграции: народы, идеи, смыслы»
Со 2 по 6 февраля 2016 г. в подмосковном парк-отеле “Воскресенское” прошла Зимняя школа по иудаике, организованная Центром “Сэфер” совместно с International Center for University Teaching of Jewish Civilization, The Hebrew University of Jerusalem при финансовой поддержке Фонда «Генезис» и Израильского культурного Центра в Москве и других спонсоров. Зимняя школа этого года была посвящена памяти выдающегося российского востоковеда и политолога профессора Георгия Ильича Мирского (1926-2016).
Программу школы можно скачать, нажав на изображение:
В этом году тема школы была как нельзя более актуальной - “Миграции: народы, идеи, смыслы”. Одним из «нервных узлов» современной цивилизации является идея миграций – перемещения в пространстве людей, идеологий, культурных и смысловых значений. Это явление особенно характерно для истории еврейского народа, неоднократно менявшего в течение веков свои главные цивилизационные центры.
Вместе с географической миграцией происходила и культурная. Перемещаясь из одного культурного региона в другой, евреи обогащали как «принявшие» их культуры, так и свою собственную.
Сегодня, в эпоху массовых миграций, многовековой еврейский опыт межэтнического и межкультурного взаимодействия заслуживает глубокого изучения.
Все курсы, лекции, мастер-классы были так или иначе связаны с основной темой. Участники могли выбрать 3 лекционных курса из 9 предложенных:
Тематический поток/
аудитория | 1-ая пара | 2-ая пара | 3-я пара |
Древний Восток и античность |
| Михаил Селезнев,
Виктория Гордон Была ли на Древнем Востоке культовая проституция? |
Дмитрий Браткин Мужское обрезание античными глазами: культурная адаптация и дезадаптация еврейского меньшинства в греко-римском мире |
Современные тенденции – теория и практика | Владимир Месамед
Иранские евреи и миграционные процессы |
Зеэв Ханин Репатрианты, эмигранты и беженцы: миграционные процессы и еврейское государство в новейшую эпоху | Евгений Варшавер
Миграция, интеграция, этничность |
Российское еврейство на перекрестках истории |
Зеэв Левин Эвакурированные евреи и еврейские беженцы в СССР во время ВОВ | Семен Гольдин
Евреи Восточной Европы в 1914–1924 гг.: беженство, депортации, репатриации | Олег Будницкий
В движении: российские евреи-эмигранты в 1933–1945 |
Этнография |
|
У студентов была возможность выбрать альтернативу лекционным курсам: этнографический поток. В рамках потока участники обсуждали методологические основы устройства по хранению и поиску материалов сэферовских полевых экспедиций, которые войдут в новую онлайн базу данных. Кураторами потока были Светлана Амосова и Мария Каспина. К концу школы в базе данных появились первые материалы и заработала система поиска.
Также все желающие могли присоединиться к эпиграфической практике, проходившей во второй половине дня после лекций. Под руководством Тамары Соломатиной, Мотла Гордона и Михаила Васильева студенты обсуждали насущные проблемы эпиграфистов и способы их решения и оптимизации и унификации экспедиционной работы.
Параллельно с эпиграфической группой 3, 4 и 5 февраля проходили другие лекции и семинары. Стефан Вольфрум (Еврейский университет в Иерусалиме) прочел лекцию на тему “Миграция в эпоху глобализации и роль национальных государств” (на английском языке). Слушатели ознакомились с базовыми понятиями теории международных отношений, узнали, что такое государственный суверенитет, и с какими новыми проблемами и возможностями столкнулся мир в период глобализации рынка.
Екатерина Кузнецова (Еврейский университет в Иерусалиме) провела лекцию-обсуждение проблем перевода художественной литературы с идиша на другие языки. Участники выясняли, чем идиш отличается от других языков, и почему перевод с него связан с уникальными сложностями, а затем попробовали поставить себя на место переводчиков Шолом-Алейхема на русский.
Бейт-мидраш Сергея Григоришина “Мифологический контекст книги Берешит” продолжался несколько дней. Участники начали с того, что сравнивали сюжеты из книги Бытия с шумерскими и аккадскими мифами, а затем пробовали сконструировать текст, который получился бы, если бы книга Бытия писалась шумерскими жрецами.
(на фото: Виктория Гордон)
В рамках школы прошло две пленарных лекции. После открытия д-р Зеэв Ханин (Ариэльский университет) прочел лекцию на тему “Арабская весна, массовая миграция и исламистский террор в Европе: взгляд из Иерусалима”, а перед закрытием д-р Виктор Шнирельман говорил о проблеме мигрантофобии и современном расизме.
В пятницу вечером участники могли присоединиться к круглому столу на острую тему: “Беженство, репатриация, интеграция - еврейский и нееврейский опыт”. Главными спикерами на нем были Евгений Варшавер, Зеэв Ханин и Олег Будницкий, но почти половина студентов также высказалась - и вечер закончился горячей дискуссией. Среди спикеров и в аудитории были представители разных точек зрения и политических взглядов. Особенно ценным оказалось то, что некоторые участники школы имели практический опыт организации и проведении мероприятий по интеграции мигрантов и могли поделиться реальным опытом и впечатлениями.
Культурно-развлекательная программа всегда составляет важную часть школы. На школе состоялось несколько кинопоказов, два из которых стали премьерами. Документальный фильм “Бундисты” (Израиль, 2012, реж. Эран Торбинер) был впервые показан в России. Этот фильм рассказывает о жизни последних членов еврейской социалистической партии Бунд в Израиле.
Сразу после него участникам продемонстрировали черновой вариант фильма об экспедиции “Сэфера” в Смоленскую область в 2015 году.
4 февраля вечером прошел показ фильма “Человек, который упал на землю” (1976, реж. Николас Роуг) с Дэвидом Боуи в главной роли. За фильмом последовала лекция Ильи Морозова «Марсианин, вернувший людям музыку: David Bowie для «чайников»», посвященная памяти выдающегося поэта, певца, композитора и актера. Лекция поставила рекорд по длительности (4 часа!) и охватила все основные периоды творчества Д. Боуи.
В первый день школы после пленарной лекции прошел мастер-класс по сторителлингу, который провела Эльмира Какабаева - сотрудник Института медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”. Участники школы узнали, что такое сторителлинг, зачем он нужен, какие базовые правила успешного выступления, каковы основные законы создания интересного рассказа. Не только слушали - но и сразу же тренировались делать простые и увлекательные упражнения, что заодно способствовало знакомству друг с другом.
Как всегда на школе можно было получить в подарок книги, которые издает Центр “Сэфер”, получить консультацию преподавателей по темам своего исследования и обрести новых друзей.
В школе приняли участие 90 человек (включая преподавателей).
Из отзывов участников:
Спасибо Центру "Сэфер" за прошлую неделю, она была феерична. Все было интересно и увлекательно. Необычные лекции, открывшие много вопросов. Странно-волшебные вечера с Боуи, Антониони, прогулками к проруби и посиделками в номерах допоздна. Новый для меня опыт с фотографированием стольких прекрасных вдохновенных людей. Эпиграфические семинары, на которых мы смогли наконец обсудить, как правильно выбрать лопату, а также преимущества и недостатки рулеток и лазерных дальномеров. Жаль, что невозможно было одновременно быть в нескольких местах, чтобы слушать этнографические байки и смотреть слайды с Дмитрием Браткиным; чтобы объяснить всем непосвященным кто такой «человек с кайлом» и почему каникулы на кладбище – это весело.
Юлия Лень (Минск)
Следите за страницей школы в фейсбуке, там можно найти фото и отзывы о школе.