Московская зимняя школа по иудаике
3–6 февраля 2015 г.
(нажмите на изображение, чтобы скачать программу школы)
3–6 февраля 2015 г. состоялась Зимняя школа по иудаике в подмосковном УМЦ Голицыно. Школа была организована Центром «Сэфер» и Центром Чейза по преподаванию иудаики на русском языке Еврейского университета в Иерусалиме при поддержке Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества»), Израильского культурного Центра в Москве и Польского культурного Центра в Москве.
В школе приняли участие 60 студентов, аспирантов и молодых исследователей из Белоруссии, России, Украины и Чехии и 10 преподавателей из Израиля (Еврейский университет в Иерусалиме), Латвии (Музей «Евреи в Латвии», Рига), Польши (Университета Адама Мицкевича в Познани) и России (МГУ им. М.В. Ломоносова, РГГУ). Особенно приятно отметить, что на школе было несколько молодых преподавателей, которые в прошлом неоднократно участвовали в студенческих программах Центрах «Сэфер» (стационарные школы, стажировка Эшнав).
Ключевой темой школы стала тема пограничья – не только географического, национального, но и культурного, языкового, конфессионального, политического, исторического. Тема внутренних и внешних границ – одна из центральных в истории еврейского народа, значительная часть которого находилась и находится в диаспоре. Эта обширная тема включает в себя целый спектр различных возможностей – диалога, добрососедства, сотрудничества, взаимного влияния, конкуренции, вражды и др.
Ролик о школе
Курсы лекций делились на 3 потока:
поток |
1 пара |
2 пара |
3 пара |
Границы культур |
Языковое выражение сегментации современного израильского общества |
Искусство на стыке эпох: художественный космос древних синагог на рубеже античности и средневековья
|
Иллюстрации трех средневековых агадот: еврейская самоидентификация в искусстве
|
Границы идентичности |
Караимы Российской империи в поисках своей идентичности |
Иранские евреи: еврейская община в иноконфессиональном окружении в течение 26 веков |
Тема Холокоста в массовой культуре |
Границы внешние и внутренние |
Евреи и христиане в Средние века: образы границ и границы образов |
Границы традиции: пути модернизации еврейского традиционного обществ |
Внешние и внутренние границы: евреи, национальные движения и национальные государства в Восточной Европе в первой половине ХХ в. |
Помимо лекционных курсов студенты прослушали пленарную лекцию д-ра С. Гольдина «Евреи в русском и польском изобразительном искусстве», приняли участие в 3 мастер-классах, которые проводили как преподаватели школы (М. Майзульс «Средневековое искусство в фокусе: зачем фотографировать детали и о чем они могут рассказать»), так и участники самой школы (Екатерина Кузнецова «Кто дурак? Медленное чтение рассказа Исаака Башевиса Зингера ‘Gimpel Tam’»), а также приглашенные лекторы (М. Гордон «Музыкальное пограничье: еврейская песня на перекрестке культур»). М. Гордон провел также замечательный вечер знакомств в первый день школы для всех участников «Стой! Кто идет?: переход через границы».
Кинопоказы на зимнем Сэфере уже стали традицией, в этом году на школе были показаны фильмы «Европа, Европа» (реж. А. Холланд, 1990) и, одновременно с общероссийской премьерой, состоялся показ «Левиафана» (реж. А. Звягинцев, 2014).
На закрытии школы студенты и преподаватели поделились своими впечатлениями, были озвучены планы летних программ Центра Сэфер, прорекламированы действующие программы (Лекторское бюро, Эшнав и вебинары), а также новый грант на научно-исследователькие проекты.
Вот отзывы некоторых участников школы:
Алексей Саливон (Украина), докторант Института Истории Медицины, г. Штутгарт
Дорогие организаторы Зимней Школы по иудаике 2015!
Я хотел бы поблагодарить Вас за прекрасно организованную Зимнюю Школу, на которую я был приглашен в этом году. Мне хотелось бы отметить, как превосходный преподавательский состав, выбор интересных лекций, так и замечательный состав участников, с которыми я был рад познакомиться.
Мне понравился подход к работе Ильи Ленского и Семена Гольдина, которым удалось представить историю развития еврейских общин Центральной и Восточной Европы в межвоенный период как единое целое. Они органично дополняли друг друга, и их манера изложения материалов является примером командной работы ученых и образцом преподавания для следующего поколения.
В лекциях Владимира Месамеда мне запомнился и глубокий анализ современного положения еврейских общин Ирана, и обширные знания лектора в области ирановедения, которые он в доступной и понятной форме превосходно изложил перед аудиторией. Так как для меня эта область еврейской истории была ранее неизвестна, эти лекции послужили прекрасным введением в раздел истории восточных общин. Очень важна предоставленная нам возможность связаться с преподавателем для получения дополнительных материалов для дальнейшего знакомства с этой темой.
Одним из самых замечательных моментов школы для меня стали лекции Максима Гамалла по истории караимской общины. Как участник из Украины, я с интересом узнавал новые аспекты жизни еврейского народа в его многообразии и то, что помимо ашкеназского еврейства, также и другие еврейские общины оставили значительный материальный и духовный след в нашей истории, как, к примеру, караимская община в г. Луцке.
Отдельно хотелось бы отметить атмосферу самой школы, как удивительного места для новых встреч с коллегами и просто хорошими людьми, с которыми в дальнейшем возможно поддерживать и развивать научные и личностные контакты.
В конце я бы отметил хорошую подготовку проведения и профессионализм самой организации Зимней Школы. Для иностранного участника это было особенно важно.
Поскольку «Сэфер» является ведущей учебной организацией в русскоязычном пространстве в области еврейской истории, я надеюсь продолжить свое общение с Вами в будущем и буду рад представить собственные научные наработки своим коллегам из СНГ на платформе «Сэфера» или принять участие в ваших международных научных проектах. С января 2015 года я начал работать над докторской диссертацией по истории евреев на военной службе в России и Германии в XIX веке, и рабочий контакт с российскими коллегами и архивами будет являться одним из важнейших аспектов в моей работе.
Спасибо!
Мария Нестеренко, координатор образовательных программ, Еврейский музей и центр толерантности
Я работаю в ЕМиЦТ, будучи по образованию филологом-славистом. Еще в институте я стала интересоваться иудаикой, но мои знания разрозненны. Участие в школе и конференции помогают мне систематизировать знания, углубить их. Я благодарна организаторам школы за поток «Границы культур», особенно за курс Сирила Асланова. Ну и, кроме того, это ведь тоже важно: школа вдохновляет, заряжает интеллектуальной энергией, встряхивает. Огромное спасибо!
Яков Яковенко, магистрант НаУКМА (История-6) \ UW (SEW-2)
Как историк я работаю с визуальными и текстовыми источниками СССР (в основном кино), магистерский диплом защищаю на тему истории Восточной Европы. Программы Центра «Сэфер» дали и могут еще дать мне выходы на моих коллег, общетеоретические знания и знания об истории евреев-ашкенази, без которой мои исследования не могут быть полны. Как общественный активист и публицист, в это непростое время считаю своим долгом участвовать, по мере сил, в противодействии дегуманизации общества, стимулировании либертарных и эгалитарных преобразований, устранения оснований для ксенофобии путем развития культуры диалога (не знаю, как сказать менее патетично), в том числе диалога между прогрессивной общественностью Украины и РФ. Программы Центра «Сэфер» – это в том числе возможность узнать о «Другом», научиться его слушать и понимать, налаживать связи, не подконтрольные шовинистической пропаганде (независимо от ее источника и степени интенсивности).
Спасибо за теплую встречу и за интересные курсы, за способность слушать и слышать!
Амалия Пртавян, магистрант философский факультет, социальная философия, РГГУ
Вообще все выбранные мною курсы оказываются очень полезны. Они, во-первых, восполняют пробелы в знаниях об иудаизме, во-вторых, вдохновляют на научную работу и, в-третьих, на курсах про Холокост в кино я узнала то, что вряд ли узнала бы где-нибудь еще, это важно, так как это мой научный интерес. Особенно приятно, что преподаватели охотно отвечают на вопросы, задерживаются после пары, в общем, этот опыт бесценен.
Елена Фоменко, экскурсовод, Еврейский музей и центр толерантности
Работаю экскурсоводом и администратором в Еврейском музее. Напрямую транслирую все полученные знания широкой общественности (посетителям музея и сотрудникам, отвечающим за встречу посетителей на экспозиции). Поэтому считаю очень важным постоянно повышать уровень знаний. Программы Центра «Сэфер» для меня просто находка.
Эстер Зыскина, студентка 3 курса кафедры иудаики (история) ИСАА МГУ
Вернулась домой с зимнего «Сэфера». Слов нет, насколько это было интересно, полезно, душевно и весело! Опять привожу с собой массу новых знаний, новых впечатлений и знакомств. И ведь это был мой самый первый зимний «Сэфер» J
Спасибо огромное за эти три дня! Я буду скучать!
Маргарита Коженевская, аспирант, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, факультет истории, коммуникации и туризма
Всё супер и даже очень! Удивляюсь, как можно создать на пару дней школу, где соберутся (в большинстве своём) люди, которые впервые видят друг друга, но несмотря на незнакомую обстановку чувствуют себя здесь великолепно, нет каких-либо барьеров в общении. А вернувшись домой, через 3-4 дня ты уже скучаешь по этим людям так, как будто знал их давно и связывает вас много.
ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ СЭФЕР! СПАСИБО, ЧТО ТЫ ЕСТЬ!
Елизавета Кузьменко, студентка 3 курса НИУ ВШЭ
3-6 февраля я побывала на Зимней Школе по иудаике, организованной центром преподавания иудаики на русском языке Сэфер. На этой Школе собрались люди, изучающие еврейскую культуру, языки идиш и иврит.
Я приехала на Школу в составе делегации нашей научно-учебной группы по созданию корпусных инструментов для языка идиш. Кроме меня в делегации были также Елена Лучина (1 курс магистратуры) и Александра Мартынова (2 курс бакалавриата).
Программа Школы состояла из 9 курсов, рассказывающих об истории еврейского народа, языковой ситуации в государстве Израиль, месте евреев в мировом сообществе. Каждый из курсов был кратким, но очень насыщенным. Я посетила лекции специалиста по истории евреев Ильи Лурье, который рассказал об истории еврейского традиционного общества и способах его адаптации к реалиям современного мира. Замечательным оказался курс М. Майзульса (преподаватель антропологии, РГГУ), посвященный изображению евреев и христиан в средневековой христианской иконографии. И, пожалуй, самым интересным и необычным оказался курс Юстыны Чаи, киноведа из Университета Адама Мицкевича в Познани, на котором мы проанализировали изображение Холокоста в массовой культуре: художественных фильмах, книгах, комиксах.
Также во время Школы мы пообщались с коллегами-идишистами (конечно же, на идише), обсудили летние экспедиции, во время которых можно будет пообщаться с носителями идиша, коих сейчас нечасто встретишь в Восточной Европе, поговорили о перспективах изучения языка идиш и мира вообще. :)