В этом году участие в школе приняли 75 студентов, аспирантов и молодых ученых из разных регионов России, Украины, Белоруссии, Латвии и Польши.
Четырехдневная образовательная и культурная программа отличалась насыщенностью: каждый день участника был расписан с 10 утра до 10-11 вечера. Несмотря на это неформальная программа - общение с другими участниками и преподавателями - часто продолжалось до самого утра.
Главным и традиционным элементом были курсы лекций от ведущих специалистов в различных областях иудаики из стран СНГ и Израиля. Каждый курс состоял из трех лекций и входил в один из четырех тематических блока: 1) Библейская традиция и еврейская мысль: Леонид Дрейер («Таблица народов» кн. Бытия и ее интерпретация); Ури Гершович (Казус Спиноза: в границах и за пределами еврейской мысли); Илья Дворкин (Грани философии диалога: классическая философия, религиозные источники, современная наука); 2) История евреев Восточной Европы: Александр Локшин (Иудаизм в Российской империи: между преемственностью и изменчивостью); Михаил Кизилов (Еврейские путешественники в Восточной Европе с эпохи Средневековья и до середины ХХ века); Семен Гольдин (Модернизация, национализм и еврейство Восточной Европы в XIX – начале XX вв); 3) Еврейская литература: Леонид Кацис (Русско-еврейская поэзия (1930-2000)); Михаил Вайскопф (Введение в русско-израильскую литературу); Валерий Дымшиц (Проклятые вопросы (еврейский и женский вопросы в русской и русско-еврейской литературе начала ХХ века)); 4) Современный Израиль: Марк Левин (Экономика запретов); Михаил Пелливерт (Идентичность в современном мире: израильская перспектива); Йосси Тавор (Современный израильский театр). Кроме того, в рамках школы главный ученый Министерства абсорбции Израиля прочел пленарную лекцию «Новый региональный политический расклад после избрания Б. Обамы и повторного обращения ПНА в ООН»
Помимо традиционного семинарского и лекционного формата программа школы включала и встречи, предполагавшие открытый диалог и обсуждение с участием как широкого ряда преподавателей, так и студентов. Были проведены два круглых стола «Евреи и русская культура: проблемы взаимопонимания» и «Этнос, класс и гражданская культура израильского общества в свете итогов выборов в Кнессет 19-го созыва», под руководством И. Дворкина состоялся бейт-мидраш "“И услышал Итро, жрец мидьянский…” Роль народов мира в Синайском откровении".
Культурная программа школы включала ряд вечерних кинопоказов. Й.Тавор представил эксклюзивные фильмы об израильском театре («Вечная репетиция. Видеодневники», 1994-2004. реж. Г.Франк; фильм-спектакль о Катастрофе « STONES»). И.Копченова подготовила для участников фильм «Примечание» (2011, реж. Д. Седар), за которым последовала долгая дискуссия с участием разных студентов и лекторов.
По многочисленным просьбам впервые по-новому был организован первый вечер знакомств. Вместо традиционной игры "Что? Где? Когда?" был проведен семинар по нетуоркингу от Э.Михейкиной, где участникам было предложено опытным путем проверить теорию "шести рукопожатий" и быстро найти новых коллег по научным интересам.
На закрытии преподаватели и отдельные участники поделились своими положительными впечатлениями, в заключение был показан короткий десятиминутный фильм о деятельности Центра "Сэфер".
Фотоальбом
Фотоальбом в группе ВКонтакте
МОСКОВСКАЯ ЗИМНЯЯ ШКОЛА (30 января-3 февраля 2013 г.)
поток |
1 пара |
2 пара |
3 пара |
Библейская традиция и еврейская мысль
|
Леонид Дрейер «Таблица народов» кн. Бытия и ее интерпретация
|
Ури Гершович Казус Спиноза: в границах и за пределами еврейской мысли
|
Илья Дворкин Грани философии диалога: классическая философия, религиозные источники, современная наука |
История евреев Восточной Европы
|
Александр Локшин Иудаизм в Российской империи: между преемственностью и изменчивостью
|
Михаил Кизилов Еврейские путешественники в Восточной Европе с эпохи Средневековья и до середины ХХ века
|
Семен Гольдин Модернизация, национализм и еврейство Восточной Европы в XIX – начале XX вв
|
Еврейская литература
|
Леонид Кацис Русско-еврейская поэзия (1930-2000) |
Михаил Вайскопф Введение в русско-израильскую литературу
|
Валерий Дымшиц Проклятые вопросы (еврейский и женский вопросы в русской и русско-еврейской литературе начала ХХ века)
|
Современный Израиль
|
Марк Левин Экономика запретов
|
Михаил Пелливерт Идентичность в современном мире: израильская перспектива
|
Йосси Тавор Современный израильский театр
|
Библейская традиция и еврейская мысль
Леонид Дрейер «Таблица народов» кн. Бытия и ее интерпретация
Мини-курс знакомит слушателя с этнической и языковой ситуацией на Ближнем Востоке конца III – середины I тыс. до н. э., как она представлялась авторам и составителям библейских текстов, и какой ее видят современные исследователи.
Чтобы понять, какое место в этой ситуации занимал Израиль, как формировалась израильская общность, необходимо ответить также на следующие вопросы: возможно ли говорить об этничности в библейскую эпоху, по каким признакам определялись «свои» и «чужие», что библейские авторы вкладывали в понятие «народ» и как менялись представления о народах в разные исторические периоды.
Знание древнееврейского языка хотя и приветствуется, но необязательно.
Ури Гершович Казус Спиноза: в границах и за пределами еврейской мысли
Какое место занимает подвергнутый херему философ в истории еврейской мысли? Черпал ли он свое вдохновение в работах средневековых еврейских авторов? Насколько радикальным был его отход от иудаизма? Почему он не принял христианство? Каков основной пафос его жизненной и философской позиции? В чем состояла его критика религии, и почему он уделил столько времени ее анализу? Как повлияла позиция Спинозы на развитие еврейской мысли? Почему современные еврейские философы не перестают обращаться к его творчеству? На эти вопросы мы постараемся ответить в рамках предлагаемого мини-курса, перечитывая тексты Спинозы.
Илья Дворкин Грани философии диалога: классическая философия, религиозные источники, современная наука
Философия диалога многими оценивается как одно из важнейших направлений мышления 20-го века. Между тем, содержание, исторические источники и, особенно, отношение философии диалога с современными науками нуждаются в уточнении.
Настоящий курс представляет философию диалога как фундаментальное философское и научное направление. Мы рассмотрим путь, который прошла философия от классической онтологии к философии диалога, проанализируем диалогические идеи в еврейской и мусульманской мистике, рассмотрим возможности применения философии диалога в естественных, гуманитарных и социальных науках.
История евреев Восточной Европы
Александр Локшин Иудаизм в Российской империи: между преемственностью и изменчивостью
В предлагаемом курсе лекций пойдет речь о распространении иудаизма в Российской империи, о динамике численности иудеев, традиционных образовательных институтах (хедерах и иешивах), о возникновении различных деноминаций в иудаизме (хасидизме, реформизме), о некоторых вызовах, с которыми столкнулся иудаизм на рубеже XIX –XX столетий и о проблеме крещения.
Михаил Кизилов Еврейские путешественники в Восточной Европе с эпохи Средневековья и до середины ХХ века
В рамках ведения коммерческой деятельности еврейскому населению Западной и Восточной Европы часто приходилось предпринимать продолжительные поездки по странам Европы, Азии, Африки, Ближнего Востока, а позднее и Нового Света. Несмотря на то, что еврейские авторы не слишком охотно писали о своих путешествиях, до наших дней дошло значительное количество дорожных заметок, итинерариев и мемуаров, оставленных еврейскими путешественниками разных эпох, стран и периодов. Заметки еврейских путешественников являются уникальным источником информации о различных странах, народах, образе жизни местных еврейских общин, памятниках истории и культуры. Эмоциональность записок путешественников является положительным фактором, предоставляющим нам уникальные сведения по тем или иным вопросам. С другой, этот фактор заставляет нас более аккуратно анализировать эти источники, учитывая личностные предпочтения или амбиции их авторов. В рамках данного курса нам предстоит погрузиться в удивительный и многообразный мир заметок еврейских путешественников, связанных с историей восточно-европейского еврейства. Вместе с ними мы пройдем по пути еврейских вояжеров через земли русов, хазар, Кавказ и Ближний Восток в Святую землю Палестины, узнаем о жизни местных еврейских общин эпохи Средневековья, в раннее Новое время, в период эмансипации и вплоть до начала ХХ века и уничтожения жанра еврейских дорожных заметок вместе с уничтожением восточно-европейского еврейства в период Холокоста. Нашими спутниками будут купцы-раданиты, работорговцы, хасиды, караимы, франкисты, просветители-маскилы, еврейские поэты и прозаики.
Для участия в курсе желательно иметь интерес к анализу письменных источников по истории восточно-европейских евреев. Приветствоваться также будет наличие некоторого знания иврита и английского, что не является, тем не менее, совершенно необходимым фактором, т.к. мы будем пользоваться в основном русскими переводами.
Семен Гольдин Модернизация, национализм и еврейство Восточной Европы в XIX – начале XX в/
Курс посвящен изменениям, произошедшим с восточноевропейским еврейством в результате процессов модернизации в регионе ( XIX - начало XX в.) В курсе будут рассмотрены влияние на еврейские общины Восточной Европы экономической и политической модернизации в регионе, становления в Восточной Европе национальных движений и национальных государств.
Еврейская литература
Леонид Кацис Русско-еврейская поэзия (1930-2000)
Целью мини-курса является демонстрация генетических связей советской и подсоветской русско-еврейской поэзии предвоенного поколения (М. Светлова, И. Уткина, И. Сельвинского, Э. Багрицкого), чье творчество восходит к драме в стихах Владимира Жаботинского «Чужбина», а также военного и сразу послевоенного поколений, периода почти тотальной ассимиляции русскоязычного еврейства, наследовавшей конструктивистской линии русской поэзии в ее открытом и скрытом вариантах.
Михаил Вайскопф Введение в русско-израильскую литературу
Курс представляет собой исторический обзор русско-израильской культуры и главных этапов ее становления, а также разбор ее центральных тем и сюжетов. Внимание уделяется как собственно национальным истокам этого явления, так и многочисленным влияниям, оказанным на него извне, со стороны нееврейских традиций. Существенное место в программе занимает сложное - а иногда конфликтное - взаимодействие этой культуры с основным массивом ивритоязычной культуры, доминировавшей в стране. Курс рассчитан на три лекции.
Валерий Дымшиц Проклятые вопросы (еврейский и женский вопросы в русской и русско-еврейской литературе начала ХХ века)
В начале ХХ века перед обществом были поставлены так называемые «вопросы», причем одними из самых острых были «женский» и «еврейский». В сущности, речь шла о том, что в человеке определяется природой, а что культурой. Совмещение дискурсивных стратегий «еврейского» и «женского» вопросов было вызвано также тем, что их разработкой занимались влиятельные мыслители еврейского происхождения: Ломброзо, Нордау, Вейнингер. Особую остроту эти вопросы приобрели в их смешении – в вопросе о проституции, ставшей настоящей язвой больших городов.
Современный Израиль
Марк Левин Экономика запретов
В курсе будут рассмотрены основные подходы к объяснению происхождения запретов, их влиянию на экономику, а также последствия преодоления запретов.
Михаил Пелливерт Идентичность в современном мире: израильская перспектива
В последнее время мы все чаще сталкиваемся с проблематикой идентичности, как в частной, так и в публичной сферах. "Кто мы, какова наша идентичность, где проходит черта между нами и ими, что нас объединяет" и т.д. Как правило, подобные вопросы обнажают многочисленные "болевые точки", связанные с самоопределением, принадлежностью к стране, территории, культуре, нации, или к отдельной нормативной общине, интересам, ментальным группам.
Израильское общество не является исключением, тем более, что его состав, политическое устройство и история обусловили возможность многочисленных интерпретации и подходов к заданной тематике. Особенно интересно рассмотреть понятие "идентичности" в его связи с политическим устройством, проследить его развитие, начиная с 1948 г., обозначить основные проблемы, а также предложить перспективу на ближайшее будущее.
Йосси Тавор Современный израильский театр
Курс лекций посвящен истории и современному состоянию израильских театров: влиянию русской театральной традиции на становление израильского театра, от Габимы до Гешера, обзору израильских репертуарных театров, теме Шоа в израильском театре.