Диалектика религиозного переворота: революционные и охранительные тенденции в хасидском движении
д-р Илья Лурье, Еврейский Университет в Иерусалиме
Хасидизм берет свое начало в среде каббалистов-мистиков середины 18 века на территории Подолии, Волыни и Червоной Руси и к началу 19 века становится массовым движением, охватившим разные слои еврейского общества и кардинально изменившим его социальный, культурный и религиозный облик.
В жизни еврейского общества Восточной Европы не осталось такой сферы, которая в той или иной степени не была затронута «хасидской революцией»: она оказала влияние на восприятие классических библейских и раввинистических текстов, на религиозное мировоззрение, культовые ритуалы и народные верования, на социальную организацию и общественно-политическую деятельность евреев.
Вместе с тем, переворот в религиозном сознании, вызванный распространением хасидизма, сопровождался укреплением традиционных основ существования еврейского общества. Более того, к концу 19 в. хасидизм становится наиболее консервативной силой в общественной жизни евреев, базой радикальной еврейской ортодоксии.
Целью настоящего миникурса является выявление различных, зачастую противоречивых аспектов хасидского движения: революционный пафос обновления – и приверженность традиционным идеалам, готовность к радикальным переменам – и ярко выраженная охранительная идеология.
Мы попытаемся понять, как сочетание этих, казалось бы, несовместимых факторов позволило хасидскому движению выстоять в сложных условиях распада еврейского традиционного общества и социальных потрясений.
Силлабус:
Лекция 1. В поисках нового пути религиозного служения: р. Исраэль Бешт и его круг.
Лекция 2. Начало идейного брожения: р. Дов Бер из Межеричей и формирование хасидского движения.
Лекция 3. Кто виноват в религиозном расколе еврейства Восточной Европы?
Лекция 4. Вожди и их паства: трансформация традиционного еврейского общества под влиянием хасидизма.
Лекция 5. Хасидизм, консерватизм и еврейская ортодоксия.
Литература:
- Г. Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М., Иерусалим, 2004., с. 399-429.
- Э. Эткес. От группы к движению // Главы из истории и культуры евреев Восточной Европы. Изд-во Открытого ун-та, Тель-Авив. Часть 3-4.
- Д. Асаф, Г. Сагив. Хасидизм в царской России: исторические и социальные аспекты // И. Лурье (ред.). История еврейского народа в России. От разделов Польши до падения империи, 1772-1917. М., Иерусалим, 2012. С.101-146.
- Ш. Эттингер. Хасидизм – действительность и идеалы. В кн. Социальнаяжизнь и социальные ценности еврейского народа. Изд. Библиотека Алия, с. 369-395.
- И. Лурье. Пастырь и паства: отношения между хасидским двором и общинами любавичских хасидов в XIX в. // Вестник Еврейского Университета. №9. 2004. С. 51-68.
- И. Лурье. Непересекающиеся параллели: еврейская ортодоксия и русский консерватизм на пороге ХХ века// Лехаим. №11. 2011.
- Rapoport-Albert.Hasidism after 1772 : structural continuity and change // A. Rapoport-Albert (ed.) Hasidism Reappraised. London: Vallentine Mitchell, 1996, pp.76-140.
- M. Wilensky. Hasidic-Mitnaggedic polemic in the Jewish communities of Eastern Europe: The hostile fase. // G. Hundert (ed.) Essential papers on Hasidism. Pp. 244-271.
- A.Rapoport-Albert. God and the Zaddik as the two focal points of Hasidic worship // A. Rapoport-Albert (ed.) Essential papers on Hasidism. N.Y. 1991. pp. 399-329.
- D. Asaf. ‘Money for Household Expenses: Economic Aspects of Hasidic
- Courts’, Scripta Hierosolymitana 38 (1998), pp. 14-50
- S.Ettinger. Hasidism and the "kahal" in Eastern Europe // A. Rapoport-Albert (ed.) Hasidism Reappraised. London: Vallentine Mitchell, 1996, pp. 63-75.