Donate
Например: Грант


Революция в еврейской мысли Античности, Средневековья и эпохи Возрождения

 

Ури Гершович, директор исследовательского центра Еврейского музея и Центра толерантности в Москве, при участии Григория Зельцера

В рамках курса мы совершим обзор наиболее радикальных интеллектуально-духовных поворотов в еврейской культуре, начиная с возникновения христианства и до XVI в., и отследим внешние влияния в каждом из случаев. Более подробно мы остановимся на одной из любопытных, хотя и малоизвестных, попыток изменить облик еврейской культуры, а именно написании первой пьесы на иврите и легитимации театра. Речь идет о пьесе Йеуды Сомо «Бдихта де-киддушин» («Свадебный анекдот»). Анализ сюжета и подробный текстологический разбор нескольких сцен пьесы обнаружат многослойность этого сочинения, его революционный характер и теологический подтекст. Часть занятий будет посвящено увлекательной и сложной задаче ПЕРЕВОДА подобного сочинения на язык театрального представления (участникам курса будут предложены соответствующие задания).

Внимание! Условием участия в курсе является знание иврита, как минимум, на уровне «гимел»

Силлабус (пункты плана носят тематический характер, не обязательно совпадая с делением на уроки):

1. Теологические основания иудео-христианской полемики. Христианская критика фарисейского иудаизма. Фигуры Иисуса и Павла. Реконструкция иудейского ответа христианству. Элементы иудео-христианской полемики в Талмуде.

2. Афины и Иерусалим: греческая культура и монотеистическое мировоззрение. Театр и иудео-христианская культура. Влияние греческой культуры на еврейскую. Революции Саадьи-гаона и Маймонида. Зарождение каббалы, лурианская каббала и мессианизм.

3. Йеуда Сомо: исторический и идейный контекст. История развития иудео-христианской полемики в Средние века. Различные подходы к сакральному тексту (парадигматические примеры).

4. Пьеса «Бдихта де-Киддушин»: сюжетная канва.

5. Чтение пьесы, пути «перевода»

Литература:

Источники:

  • Йеуда Сомо. Бдихта де-киддушин (на иврите)
  • Филон Александрийский. Толкования Ветхого завета. М.: Греко-латинский кабинет, 2000.
  • Тертуллиан. О зрелищах.
  • Диспут Нахманида / Перевод. Б. Хаскелевича. Иерусалим-Москва: «Гешарим»-«Хама», 1992.
Исследования:
  • С. Аверинцев, Риторика и истоки европейской литературной традиции. Москва 1996, стр.13-100
  • Э. Ауэрбах, Мимесис. Москва 1976, стр. 23-44
  • М. Гиршман. Еврейская и христианская интерпретации Библии в поздней античности. М.: Мосты культуры, 2002.
  • Евреи и христиане: полемика и взаимовлияние культур. Открытый Университет. Тель-Авив, 2001-2006
  • Я. Кац. Евреи в средневековой Европе. И-м.: «Библиотека Алия», 1994
  • К. Сират. История средневековой еврейской философии. Иерусалим-Москва: «Мосты культуры». 2002.
  • Д. Флюссер. Загадка Христа. М.: Эксмо, 2009.
  • Д. Флюссер. Иудаизм и истоки христианства. Тель-Авив, 1979 (на иврите).
  • Г. Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М.-И-м.: «Мосты культуры», 2004.
  • В. Бачинин. Христианство и театр // Христианская мысль: социология, политическая теология, культурология. Том IV, Санкт-Петербург, 2005 г.
  • D. Berger. The Jewish Christian Debate in the High Middle Ages. Philadelphia, 1969.