Летняя школа по иудаике в Москве
«За чертой»
27 июня – 1 июля 2021 г.
Центр «Сэфер» совместно с International Centre for University Teaching of Jewish Civilization (Hebrew
University of Jerusalem) провели 27 июня – 1 июля 2021 г. летнюю школу по иудаике «За чертой».
Школа была организована при поддержке Genesis Philanthropy Group, Российского еврейского конгресса, Евро-Азиатского еврейского конгресса, Claims Conference. Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина. В школе приняли участие 12 преподавателей (из России и Польши), 53 студента из России (география участников от Калининграда до Кемерово) и Беларуси. К сожалению, участники из других стран не смогли к нам присоединиться из-за пандемийных ограничений.
Пандемия 2020–2021 гг. ограничила весь мир своеобразной «чертой оседлости». Наши границы внутренние и внешние, физические и символические постоянно подвергаются верификации и трансформации. В рамках этой летней школы мы рассмотрели понятие «за чертой» в многообразии его смыслов: и как нечто, выходящее за рамки, необычное; и как происходящее за чертой рационального мышления, например, когда после перенесенной травмы возникают представления о чудесах. О границах можно говорить и в нашем определении категорий и классификаций, которые нуждаются в пересмотре в новых условиях. Такой точкой бифуркации в определении привычных категорий и классификаций стала трагедия Холокоста, осмысление которой привело к верификации границ категорий и стереотипов в обществе.
Школа открылась пленарной лекцией проф. Михаила Крутикова «Вильнюс: пограничное пространство между Востоком и Западом, прошлым и настоящим». В первый же вечер школы прошел круглый стол «Кому принадлежит «еврейская» память» со спикерами Светланой Бардиной, Валерием Дымшицем, Михаилом Крутиковым и Викторией Мочаловой.
В рамках трех параллельных лекционных потоков на школе были рассмотрены следующие проблемы:
- эволюция форм антропологически ориентированной истории от французской истории ментальностей до микроистории, истории повседневности и новой культурной истории;
- конструирование представления о штетле, его экономическая, социальная, «внутриполитическая» и пространственная организация;
- исследование истории городских еврейских общин на территории бывших Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского методами микро-истории, истории повседневности и ментальности;
- механизмы трансформации памяти о Холокосте в рассказах выживших свидетелей и следующих поколений;
- восприятие американским еврейством двух центральных событий в истории евреев в XX столетии: Холокост и создание Государства Израиль;
- процесс создания, изменения и исчезновения категорий, определяющих, нашу картину мира, восприятие других людей и их действий;
- связи между нацистской евгеникой и «окончательным решением еврейского вопроса»
- осмысление гендерных вопросов, в частности отношения полов в талмудической литературе.
Помимо лекционных курсов в программу школы были включены 2 семинара:
1) Виктория Герасимова «Лаборатория семейной истории»
2) Валерий Дымшиц «Медленное чтение трех текстов, повествующих о штетле»
Вечерняя программа школы была очень насыщенной. Ури Гершович показал и обсудил с участниками школы фильм «Четвертый мужчина» (реж. П. Верховен, 1982). Второй киновечер был посвящен обсуждению со Светланой Пахомовой фильма «Уроки Фарси» (реж. В. Перельман, 2020). В заключение школы студенты смогли принять участие в квесте от команды Дмитрия Марьясиса. Всего участвовали 6 команд студентов.
Отзывы студентов:
Арина Козлова (Санкт-Петербург):
Безмерное счастье и огромная насыщенность знаниями. Как всегда, шикарные лекции, дружеская обстановка и прекрасная культурная программа! Мне посчастливилось (по-другому и не скажешь) попасть на семинар Вики, где мне удалось, наконец-то, внести свой вклад в проект Сэфера Сфира. Было очень интересно читать дневник девочки про эвакуацию во время Второй мировой войны и ужасно приятно, что я смогла помочь в обработке этой записи. Я боялась, что это будет скучно/сложно, но в итоге было так классно, что на второй семинар я пришла на 15 минут раньше, чтобы быстрее начать работать с документом. Надеюсь, у меня получится помочь с другими проектами Сфиры, так как это оказалось очень интересным!
Софья Шестакова (Кемерово):
Синтез полезной и интересной информации с невероятными людьми. Школа превысила мои ожидания! Чудеснейшие лекции, отличная организация, мотивированные участники. Увлекательно анализировать фильмы, искать смыслы и символы. Очень здорово! Квест - отдельное произведение искусства. Поразмяли извилины.
Анастасия Сукиасянц (Москва):
Интересные курсы, уютное место и особая атмосфера. Это моё первое участие в школе оффлайн, и мне пока сложно сказать, буду ли я использовать знания, полученные конкретно в этот раз, но я думаю, что они помогут мне лучше ориентироваться в различных исторических периодах и темах, что априори поможет лучше понять разные аспекты еврейской культуры и истории.
Елена Рассолова (Казань):
Удивительные люди, высочайший уровень лекторов. Работа над проектами. Знания, полученные во время школы, использую в исследованиях по урбанистике и этносоциологии. Так, Зимняя школа по иудаике помогла мне организовать выставку-исследование DATA art по идентичности городских и деревенских татар. Работать в проекте по городу и исследовать транзитивные общества. Знания помогли мне завершить диссертацию, определило область интересов. Собираемся с волонтерами посетить заброшенное еврейское кладбище неподалеку от моего места проживания и постараться инициировать его восстановление.
Дарья Шамина (Санкт-Петербург):
Большое количество включённых специалистов, представителей разных областей иудаики и других направлений истории. Установление новых связей и получение знаний в важных для меня сфер. Академической иудаикой я не занимаюсь, я занимаюсь культурной памятью и театром. И прикосновение к академическим наукам очень мне помогает в моей основной деятельности.
Евгений Власов (Кострома)
Главное впечатление от школы:
Люди. Курс М. Каспиной и С. Амосовой позволил мне по-новому взглянуть на предмет моего исследования, в частности примеры анализа нарративов о Холокосте, полагаю, будут полезны при изучении песенного творчества отдельных еврейских партизанских отрядов на языке идиш. Выводы по итогам обсуждения на круглом столе данной проблемы смотивировали заниматься некоторыми другими областями иудаики.
_______________________________________________________
Центр «Сэфер» совместно с International Centre for University Teaching of Jewish Civilization (Hebrew University of Jerusalem) планируют провести 27 июня – 1 июля 2021 г. летнюю школу по иудаике. Школа организуется при поддержке Genesis Philanthropy Group, Российского еврейского конгресса, Евро-Азиатского еврейского конгресса и Claims Conference.
Пандемия 2020–2021 гг. ограничила весь мир своеобразной «чертой оседлости». Наши границы внутренние и внешние, физические и символические постоянно подвергаются верификации и трансформации. В рамках этой летней школы мы рассмотрим понятие «за чертой» в многообразии его смыслов: и как нечто, выходящее за рамки, необычное; и как происходящее за чертой рационального мышления, например, когда после перенесенной травмы возникают представления о чудесах. О границах можно говорить и в нашем определении категорий и классификаций, которые нуждаются в пересмотре в новых условиях. Такой точкой бифуркации в определении привычных категорий и классификаций стала трагедия Холокоста, осмысление которой привело к верификации границ категорий и стереотипов в обществе.
В рамках трех параллельных лекционных потоков на школе будут рассмотрены следующие проблемы:
- эволюция форм антропологически ориентированной истории от французской истории ментальностей до микроистории, истории повседневности и новой культурной истории;
- конструирование представления о штетле, его экономическая, социальная, «внутриполитическая» и пространственная организация;
- исследование истории городских еврейских общин на территории бывших Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского методами микро-истории, истории повседневности и ментальности;
- механизмы трансформации памяти о Холокосте в рассказах выживших свидетелей и следующих поколений;
- автопсихотерапевтические функции нарративизации травматической памяти о Холокосте и польско-еврейском прошлом в польской прозе 2000–2010-х гг.;
- восприятие американским еврейством двух центральных событий в истории евреев в XX столетии: Холокост и создание Государства Израиль;
- процесс создания, изменения и исчезновения категорий, определяющих , нашу картину мира, восприятие других людей и их действий;
- связи между нацистской евгеникой и «окончательным решением еврейского вопроса»
- осмысление гендерных вопросов, в частности отношения полов в талмудической литературе.
К участию в летней школе приглашаются студенты, аспиранты, молодые преподаватели и исследователи, в сферу интересов которых входят изучение исторической антропологии, Холокоста, гендерной теории и современной философии, истории еврейских общин и иудаики в целом.
Программа школы включает мини-курсы, состоящие из 4 лекций. Каждый участник школы может прослушать по 3 мини-курса и пленарные лекции, а также принять участие в методологических семинарах, мастер-классах и культурной программе.
Участники школы обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием, а также трансфером из Москвы до места проведения школы – отеля «Планерное». Оплата проезда иногородних участников до Москвы не предусмотрена. Все участники Школы (за исключением иногородних участников, самостоятельно оплативших свой проезд) должны будут внести вступительный взнос в размере 2500 рублей.
Заявки на участие в школе (онлайн-анкета) принимаются до 20 мая 2021 г.
Описание курсов см. ниже в таблице по гиперссылкам (следует кликнуть на имя преподавателя).
Сообщения о результатах конкурсного отбора на летнюю школу будут разосланы до 28 мая 2021 г.
Благодарим за сотрудничество!
Анна Шаевич, директор программ Центра «Сэфер»
Ирина Копченова, координатор образовательных программ Центра «Сэфер»