Летняя стационарная школа по иудаике в Голицыно 2014
С 13 по 17 июля 2014 года в учебно-методическом центре «Голицыно» проходила летняя стационарная школа, а 18 июля в ИСАА имени М.В. Ломоносова состоялась XIX Международная молодежная конференция по иудаике в Москве. Помимо уже традиционного партнера Центра «Сэфер» в организации стационарных школ по иудаике, которым является Центр Чейза по преподаванию иудаики на русском языке (Еврейский университет в Иерусалиме), в этом году академическим партнером школы стал Польский культурный центр в Москве.
Школа по иудаике состоялась при финансовой поддрежке благотворительного фонда AVI CHAI, Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества») и Израильского культурного Центра в Москве.
Фильм Валентины Корабельниковой о летней школе по иудаике 2014
Фотоальбом о летней стационарной школе
В двух программах приняло участие 54 студента и вольнослушателя и 10 преподавателей из разных стран и городов:
- России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижнекамск, Иркутск, Ковров, Брянск, Пермь, Самара, Екатеринбург),
- Украины (Киев, Одесса, Луганк, Полтава),
- Белоруссии (Минск, Борисов),
- Латвии (Рига),
- Германии (Хильдехайм),
- США (Чикаго),
- Израиля (Иерусалим),
- Польши (Познань).
Лекционные курсы были сформированы в тематические потоки:
Евреи и война:
- Семен Гольдин «Евреи России и Первая мировая война (1914-1917)»;
- Михаэль Туваль «Евреи и война в древности»;
- Барух Бен-Нерия «Израильская политика и военная стратегия Израиля»)
Евреи и власть:
- Алексей Сиверцев «Евреи и империи в античности»;
- Галина Зеленина «Между покровительством и насилием: евреи, корона и церковь в средневековой Европе»;
- Максим Гаммал «Вариации на тему : Евреи и власть в Новое время».
Война и власть: отражение в культуре и искусстве:
- Катажина Монка Малятыньская «Формы истории — образы Холокста в польском кино»;
- Виктория Мочалова «Первая мировая война в зеркале литературы»;
- Реувен Кипервассер «Война и вражда в библейских и талмудических текстах»).
Была выбрана актуальная тематика курсов: в 2014 году отмечается 100 лет с начала Первой мировой войны. Непростая политическая ситуация в стране и мире позволяет по-новому посмотреть на подобные процессы и явления в исторической перспективе.
Помимо лекционных курсов студенты могли послушать пленарные лекции Реувена Кипервассера «Что было на самом деле: нарративы поздней античности и история евреев страны Израиля», а также поучаствовать в круглом столе «Евреи и власть: от Гаскалы до наших дней».
В программе школы были также просмотры и обсуждения кинофильмов: с Ури Гершовичем студенты смотрели фильм «Интимный дневник», с Катажиной Монка-Малятыньской и Денисом Виреным — фильм «Корнблюменблау». Кроме того был Валентина Корабельникова провела мастер-класс по киносъемке: участники сняли и смонтировали короткий фильм, посвященный основной теме школы — войне. Посмотреть короткометражку вы можете
Максим Гаммал провел мастер-класс об истории, процессах производства и тонкостях потребления пива, а Илья Бер провел интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».
Закрытие школы 17 июля завершилось концертом группы Bubamara Brass Band.
Полная программа школы и конференции доступна здесь.
Евреи и война
Семен Гольдин Евреи России и Первая мировая война (1914-1917)
Курс посвящен влиянию на жизнь еврейских общин Российской империи глобального исторического катаклизма – Первой мировой войны, столетие с начала которой исполнится в 2014 году. Мы постараемся понять, в какой мере война стала переломным событием для еврейства России (на фоне последовавших за ней исторических событий). В лекциях курса будут рассмотрены отношение к евреям военных и гражданских властей России в период до Февральской революции, «еврейский вопрос» и еврейская политика в годы войны, реакция на военные события еврейских элит, произошедшие в результате войны изменения в жизни еврейского населения.
Михаэль Туваль Евреи и война в древности
«Души погибших в бою или казненных врагами они почитают бессмертными, отсюда их презрение к смерти» (Тацит)
Первой известной нам еврейской общиной Диаспоры был еврейский гарнизон на острове Элефантина на реке Нил, основанный уже в VII в до н. э. фараоном Псамметихом I или уже его отцом Нехо I. Еврейские общины в Малой Азии были основаны в конце III в. до н. э. по инициативе Антиоха III в качестве военизированных поселений, в целях обеспечения безопасности и стабильности в регионе. В ходе военной кампании против парфян Антиох VII остановил свои войска на два дня, потому как наступил праздник Шавуот, а за ним – шаббат. В конце II в. до н. э. еврейские генералы командовали всей армией птолемейской царицы Клеопатры III. Иудейский первосвященник и царь Александр Яннай провел в сражениях значительно больше времени, чем в Храме, завоевал десятки городов, разрушил многие из них дотла – а жителей их кого поубивал, а кого изгнал. За свои победы над Набатеями царь Ирод был назван «покровителем арабов». Для подавления Иудейского восстания, одной из главных причин которого было стремление евреев к мировому господству, римлянам понадобилось значительно больше войск, чем для вторжения в Британию в 43 г. н. э. Еще восемьдесят лет после подавления Восстания диаспоры, египтяне праздновали день победы над евреями, в течении трех лет громившими Ливию, Египет, и Кипр и сеявшими вокруг разрушение и беспрецедентный ужас. Римский историк Кассий Дион пишет, что после подавления Восстания Бар-Кохбы в своем полании к Сенату император Адриан опустил традиционную формулу «Ежели сами вы и чада ваши в добром здравии, сие хорошо, я же и войска мои в добром здравии».
Барух Бен-Нерия Израильская политика и военная стратегия Израиля
Курс будет посвящен развитию вопросов стратегии безопасности и войны Государства Израиль до его создания в 1948 году и до последнего времени и военно-политическим вопросам в современном Израиле. В течение курса будут проанализированы политические и военные процессы и вопросы внешней политики в период основания еврейского ишува, угрозы и опасности со стороны местного палестинского населения и арабских стран во времена Британского мандата. Будет предпринята попытка проследить почти столетие развития политической и военной структуры Государства Израиля, и какие процессы военно-стратегической мысли проходили через израильские военные институты. Будут рассмотрены те военные столкновения, которые Израиль вел против арабского ближневосточного окружения, и какие решения были приняты израильским политическим и военным руководством в течение десятилетий до наших дней.
Евреи и власть
Алексей Сиверцев Евреи и империи в античности
Основной темой нашего курса является участие евреев в имперских культурах античности, начиная с эпохи Ахеменидов в VI веке до н.э. до поздней римской империи и прихода ислама в VII веке н.э. Мы поговорим о том, как взаимодействие с великими средиземноморскими империями отразилось на формировании еврейских культур того периода. Особое внимание будет уделено критическому анализу таких «самоочевидных» понятий, как культурное влияние, эллинизм и иудаизм, иудаизм и христианство. Мы обсудим, каким образом исторический, культурный и идеологический язык используемых нами категорий влияет на наше понимание и оценку исследуемого периода.
Галина Зеленина Между покровительством и насилием: евреи, корона и церковь в средневековой Европе
История евреев в средневековой Европе традиционно представляется чередой разнообразных наветов, погромов и иных гонений, осуществляемых обществом, церковью и короной. С другой стороны, с каролингских времен евреи пользовались специфическим юридическим статусом, подразумевающим особое покровительство со стороны верховной власти, а апостольский престол, согласно предписаниям отцов церкви, всегда следил, чтобы евреи сохранились до Второго пришествия, т.е. чтобы их не крестили и не убивали.
В ходе миникурса предполагается рассмотреть соотношение теории, риторики и практики в позиции средневековых христианских властей по еврейскому вопросу, выбор между буквой закона, возможными популистскими соображениями и финансовыми интересами, прежде всего, в кризисных ситуациях: как поступали локальные и центральные власти в преддверии или по следам навета или погрома и как их поведение оценивали евреи.
Максим Гаммал Вариации на тему «Евреи и власть в Новое время»
Тема «евреи и власть» неисчерпаема, практически в любой монографии, посвященной еврейской истории, эта тема присутствует в той или иной мере. От впадения в банальность эту тему удерживает одно обстоятельство – именно через нее большая политика и всеобщая история прорываются в историю еврейскую и, отчасти, определяют ее. Новое время как исторический период представляет нам новые вариации на эту тему.
В данном курсе будет сделан акцент лишь на некоторых, наиболее ярких аспектах проявления парадигмы «евреи и власть» в Новое время. В раннее Новое время, с некоторыми оговорками, сохраняется автономность еврейских общин. Однако появление в Центральной Европе абсолютистских государств в плане отношений «евреи-власть» приводит к такому феномену, как «придворные евреи». В Восточной Европе появляются «господские евреи», проживающие в частных владениях польских магнатов и связанные с ними взаимовыгодными экономическими отношениями. В «золотой век» османского еврейства евреи, как знатоки европейских технологий, оказываются крайне ценным населением с точки зрения центральной власти, что позволяет им сделать выдающуюся карьеру в тех областях власти, что были открыты для иноверцев. В собственно Новое время политика эмансипации в странах Центральной и Западной Европы значительно трансформирует дихотомию «евреи и власть». Евреи небезуспешно участвуют в европейской политике, как правило, в законодательных структурах. Еврейский вопрос выносится в область публичной политики.
Война и власть: отражение в культуре и искусстве
Катажина Монка-Малятыньская Формы истории – образы Холокоста в польском кино
В польском кино еврейская тематика возникает чаще всего в контексте Холокоста. В качестве предвестия Шоа иногда интерпретируются также фильмы, действие которых происходит до начала Второй мировой войны (например, «Аустерия» Ежи Кавалеровича). В польской кинематографии, пожалуй, чаще всего – наряду с американской – поднималась проблематика Холокоста. Первые фильмы на эту тему были сделаны уже во второй половине 40-х. В истории Народной Польши и после демократических перемен 1989 года этот мотив появился в более чем 200 документальных фильмах и примерно в 40 игровых. Он многократно подвергался инструментализации, выступал в качестве орудия пропаганды, но, в то же время, кинематографисты часто старались заполнить лакуны в нашей коллективной памяти, расшевелить совесть.
Курс из четырех лекций, посвященных образам евреев и Холокоста в польском игровом и документальном кино, является попыткой охватить различные аспекты этой сложной проблемы, в сфере которой эстетические вопросы сталкиваются с этическими, а поэтика – с политикой.
Силлабус курса К. Монка-Малятыньская
Виктория Мочалова Первая мировая война в зеркале литературы
Курс посвящен отражению в литературных текстах разных жанров кризисных явлений начала XX века, кульминацией которых стала Первая мировая война. В нее оказались вовлечены европейские страны, где традиционно проживало еврейское население. С Австро-Венгрией в целом и с ее поликультурной Галицией, в частности, связаны судьбы многих еврейских писателей: Франца Кафки, Макса Брода, Франца Верфеля, Франтишека и Иржи Лангеров, нобелевского лауреата по литературе (1966) Шмуэля Агнона, Йозефа Рота, Юзефа Виттлина, Ицика Мангера, Ури Цви Гринберга и др. Евреи разных вовлеченных в войну стран, принявшие непосредственное участие в боях, могли оказываться на противоборствующих фронтах (как, например, немецко-еврейские философы Ойген Розеншток-Кюсси и Франц Розенцвейг – и англо-еврейский поэт и художник Исаак (Айзек) Розенберг, или евреи-подданные Российской империи).
В дневниках, письмах, статьях и художественных текстах еврейских участников и свидетелей Первой мировой войны, как и художников, обратившихся к этой теме спустя десятилетия (польские писатели Ю. Виттлин и Ю. Стрыйковский, финский писатель Д. Кац), отразилось разнообразие как реакций, оценок, позиций, так и эстетико-стилистических регистров восприятия и описания исторической реальности (от катастрофизма до комизма). Предполагается чтение и анализ фрагментов рассматриваемых текстов (преимущественно – в русских переводах).
Реувен Кипервассер Война и вражда в библейских и талмудических текстах
Курс представляет собой семинар совместного прочтения текстов из библейской и талмудической литературы, в которых находит свое выражение отношение авторов к войне и вражде. Война впервые упоминается в книге Бытия и представлена там как типичный, неотвратимый, региональный конфликт правителей-князей долины Содома. Библейский законодатель регламентирует обязанности члена общины Завета в военное время и список людей, от воинской повинности свободных. И только в пророческих текстах война осмысляется с этической точки зрения и подвергается осуждению.
Иное, несколько созерцательное отношение к войне, сквозит в библейских «текстах мудрости». Приняв от пророков и библейских мудрецов эстафету осмысления уроков войн, талмудические мудрецы пересматривают библейские нормы, предлагают новые концепты (война-заповедь и «непредписанная» война) и размышляют о причине войн, всегда неизменной, вражде. Мы будем читать талмудические тексты, в коих осмысляется значение войны, цена жизни и стоимость вражды. В конце курса мы коснемся темы эсхатологических войн. Упомянутая пророком война Гога и Магога станет последней войной человечества в эсхатологических спекуляциях первых читателей библейской литературы, и ее архетипическое значение ощутимо и в милиарных фантазиях нашей эпохи.
Силлабус курса Р. Кипервассера