Евреи и иудаизм греко-римского мира: на пересечении конфликтов и компромиссов
Дмитрий Браткин, к.и.н., СПбГУ
Описать общество и его эволюцию проще всего через интерпретацию его разломов, точек напряжения и соприкосновения, конфликта и компромисса. Этому будет посвящена первая часть курса. Вторая часть ставит своей целью описать восприятие иудаизма и его религиозного поля через анализ ментальностей в том виде, в каком этим термином пользуется школа «Анналов». Речь пойдет о возможности восстановить методами исторической антропологии систему взглядов и оценок, свойственных истеблишменту греко-римского мира рубежа старой и новой эры, и вписать в нее иудаизм и протохристианство.
Часть 1. Общий социальный и экономический контекст.
1. Макроконтекст. Эллинистический полис, территориальная империя, гражданское общество, равенство и неравенство.
2. Микроконтекст. Четыре case studies. Земля Израиля / Палестина, Малая Азия, Египет, Рим.
Часть 2. Мир ментальностей, или античность глазами школы «Анналов».
3. Наморщив нос: римляне смотрят на иностранцев. Существовал ли расизм в древности? А существовал ли антисемитизм?
4. «Низкопоклонство» и морализация: Рим и восточный мир. Эллинистическое влияние. Культы.
Часть 3. Пересечение векторов и рождение сложности.
5. Рождение Старого Света. Римская империя, иудаизм, христианство и фундамент того мира, в котором мы живем.
Литература
Cohen, Shaye J. D. The Beginnings of Jewishness. Boundaries, Varieties, Uncertainties. Berkeley: Univ. of California, 1999.
Isaac, B. The Invention of Racism in Classical Antiquity. Princeton: Princeton University Press, 2004.
Balsdon, John P. V. D. Romans and Aliens. Chapel Hill: UNC, 1979
The Cambridge History of Judaism. Vol. 1-4 Cambridge University Press 1984-2006
Бикерман Э.Дж. Евреи в эпоху эллинизма / Пер. с англ. — М.— Иерусалим: Мосты культуры: Гешарим, 2000.
Штерн М. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Т. 1. От Геродота до Плутарха. М.; Иерусалим: Израильская академия наук, 1997.