С 20 по 28 июля 2015 года в Резекне (Латвия) прошла летняя полевая школа по еврейской этнографии.
Школа была организована Центром «Сэфер» совместно с Советом еврейских общин Латвии, музеем «Евреи в Латвии», при поддержке Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества»), UJA Federation of NY,State Culture Capital Foundation (SCCF) и Claims Conference.
нажмите на изображение, чтобы открыть программу школы
Карта школы
Это была третья школа-экспедиция, организованная центром «Сэфер» в Латгалии. В ней приняли участие студенты, аспиранты и ученые из Латвии, России и Эстонии:
Амосова Светлана (Москва)
Гансовская Каролина (Рига)
Гехт Марина (Рига)
Ильина Ксения (Рига)
Печерская Анна (Рига – Тарту)
Пилиповец Татьяна (Тарту)
Погодина Светлана (Рига)
Полян Александра (Москва)
Рунце Инесе (Рига)
Стродс Каспарс (Резекне)
Федоров Владимир (Рига)
Шеля Артем (Тарту)
Ширикова Александра (Москва)
Основными целями экспедиции были изучение устной истории, этнических стереотипов о евреях у старожильческого населения Латгалии, а также изучение традиционной культуры, этнографии, фольклора, особенностей идиша у евреев Латгалии.
В ходе экспедиции работа велась в нескольких населенных пунктах – Варакляны, Виляны, Резекне, Лудза и Рига. Всего было записано 40 интервью на идише, русском и латгальском
Также участники экспедиции послушали лекцию Инессы Рунце «Латгальская идентичность: история и современность», посетили краеведческие музеи в г. Резекне и Вараклянах.
Отзывы участников:
Латгальская экспедиция стала одним из самых важных опытов для меня как исследователя. Во-первых, за то время, что она действует, сформировалась интереснейшая команда. Благодаря географической долготе и широте научных интересов сложился коллектив, в котором происходит циркуляция идей, обмен мнениями, развивается междисциплинарность и привлекаются все новые исследовательские оптики. В рамках Латгальских экспедиций мы рассматриваем широкие исторические процессы через призму микроистории, обращаемся к теме межкультурного взаимодействия через образы Своего и Чужого, попадаем в пространство border studies. Исследования Холокоста выводят нас на более широкую рамку memory studies, что постоянно вызывает к жизни рефлексии о том, почему именно ТАК и именно ЭТО звучит в нарративах наших информантов. Экспедиция - это не только небольшой отрезок времени в территориальной привязке - это часть академического роста нас всех, благодаря чему мы постоянно в библиографических поисках и обсуждении новых концепций. Кроме того, локальная и временная рамки позволяют применять разные подходы oral history и создавать широкий срез культурной памяти региона. (Мария Вятчина)