ПОЛЕВАЯ ШКОЛА ПО ЕВРЕЙСКОЙ ЭТНОГРАФИИ И ЭПИГРАФИКЕ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
(24 ИЮЛЯ – 2 АВГУСТА 2016)
24 июля -2 августа 2016г Центр «Сэфер» совместно с Институтом Славяноведения РАН (при поддержке Genesis Philanthropy Group, UJA Federation of NY и Российского научного фонда) провел полевую школу-экспедицию в Брянской области.
Основными целями экспедиции были изучение истории и традиционной культуры еврейского населения во внутренних губерниях Российской империи (на примере Суража, Мглина, Унечи), каталогизация еврейских кладбищ, сбор видео и аудио интервью по устной истории, фольклору и традиционной культуре, поиск архивных материалов.
В школе-экспедиции приняли участие 25 человек (из Москвы, СПб, Минска, Риги и Казани): проф. Михаил Членов и 8 человек в команде этнографов (включая руководителей потока – Марию Каспину и Светлану Амосову), 14 человек в команде эпиграфистов (включая руководителей потока – Тамару Соломатину и Мотла Гордона, а также 3 геодезиста), фотограф (Михаил Хейфиц), координатор (Анна Шаевич).
Программа школы (нажмите на изображение)
В ходе экспедиции участники этнографической группы работали в трех населенных пунктах Брянской области (Брянск, Сураж и Унеча). Всего было проведено и записано на видео 47 интервью. Участники экспедиции общались со старейшими представителями еврейских общин Суража и Унечи, были записаны воспоминания о еврейской жизни до Второй мировой войны, эвакуации, жизни в гетто и еврейских традициях, которые сохранялись в семьях все советское время. Были затронуты и вопросы современного состояния еврейской жизни на Брянщине, участники экспедиции приняли участие в общинном шаббате - встрече субботы. Кроме того, участникам этнографического потока удалось наблюдать некоторые элементы погребальной обрядности в Сураже: во время работы экспедиции проходили похороны и поминки на еврейском кладбище. Также были проведены интервью среди неевреев о совместной жизни до и после войны в этих местечках и о Холокосте.
Участникам эпиграфической группы удалось полностью каталогизировать еврейское кладбище в Сураже, остатки еврейского кладбища в Мглине и особенно интересную старую часть еврейского кладбища в Унече, на котором сохранились даже 5 деревянных мацев. Всего было зафиксировано около 1000 эпитафий. Каждое надгробие было не только прочитано, но и предварительно очищено, сфотографировано, замерено и нанесено на план (в работе экспедиции также принимали участие профессиональные геодезисты). На старых участках действующего кладбища в Сураже были обнаружены памятники 1880-х годов, с интересными декором и шрифтами. Не менее интересными с точки зрения декора и формы оказались памятники на кладбище в Мглине – большинство из них представляют собой бывшие мельничные жернова. На еврейском участке кладбища в Унече помимо деревянных надгробий были обнаружены памятники с развернутыми эпитафиями на иврите с традиционными элементами декора.
Каждый рабочий день заканчивался семинаром-обсуждением (у этнографов и эпиграфистов они проходили отдельно), на которых подводились итоги дня, собирались файлы в общую базу данных, обсуждались планы и вырабатывалась тактика следующего рабочего дня.
В качестве культурно-образовательной программы школы участники имели возможность прослушать серию пленарных лекций Михаила Членова «Еврейские эдот: современные подходы».
А также лекции:
- Марии Каспиной и Светланы Амосовой «"Советское и кошерное/ Русское и еврейское" в современной традиционной культуре евреев России»
- Михаила Хейфеца «История восточно-европейского еврейства в фотографиях С. Юдовина, Р. Вишняка и Д. Гобермана»
В Мглине участники экспедиции имели возможность увидеть надгробия-жернова на еврейском кладбище, а в Унече посетили краеведческий музей.
Большую помощь в работе экспедиции оказала Еврейская община Суража, несмотря на возникшие объективные сложности.
Наша экспедиция вызвала живой интерес у горожан, на сайте администрации г.Суража появилась заметка и радиопередача (от 1 августа).
Теперь участникам экспедиции предстоит обработать полученные материалы, составить каталог и карты кладбищ, проанализировать и представить на основе собранных материалов развитие и трансформацию еврейской традиции, которая весьма колоритна и уникальна благодаря пограничному местоположению - здесь сходились границы русских, украинских и белорусских земель. Материалы школы предполагается опубликовать в сборнике.